Penguin Cafe Orchestra. Компания отличных музыкантов
Коллекция редкостей. Эфир от 27.02.2008 г. Александр ВинокуровИх музыка чем-то похожа на сон — она красива и нелогична, непредсказуема и зачастую странна. Они освоили свою особую территорию между классикой и фольклором. За внешней простотой и минималистическими повторами — изощренность гармонии. Их произведения не оставляют равнодушным ни знатока рок-музыки, ни сноба от классики. Здравствуйте. В студии Александр Винокуров. И сегодня предлагаю провести остаток вечера в виртуальном кафе, музыкантами в котором буду участники Penguin Cafe Orchestra.
Их музыка чем-то похожа на сон — она красива и нелогична, непредсказуема и зачастую странна. Они освоили свою особую территорию между классикой и фольклором. За внешней простотой и минималистическими повторами — изощренность гармонии. Их произведения не оставляют равнодушным ни знатока рок-музыки, ни сноба от классики. Здравствуйте. В студии Александр Винокуров. И сегодня предлагаю провести остаток вечера в виртуальном кафе, музыкантами в котором буду участники Penguin Cafe Orchestra.
Что же такое Penguin Cafe Orchestra? Это компания отличных музыкантов, которая проводила в жизнь эклектизм своего лидера Саймона Джеффса. А он, в свою очередь, все последние 20 лет своей жизни сочинял чуть ли не самую замечательную камерную музыку второй половины ХХ столетия. Просто сочинял, как слышал. И не оглядывался на классические каноны.
Саймон Джеффс изучал музыку в Лондоне и всегда мечтал о создании ансамбля, который бы исполнял своего рода «абсолютную музыку». Музыку, свободную от жанровых и национальных границ.
После работы в шоу-бизнесе продюсером (среди его клиентов группы Caravan и Camel), он выбрал для себя эталоном музыкальные взгляды Брайана Ино. В оркестр входили скрипачи Элизабет Перри, Гэйвин Райт, Боб Лавдей, виолончелистка Хелен Либман, клавишник Стив Най и исполнитель на укулеле Нейл Ронни (позднее участие принимал ещё и Джефф Ричардсон из Caravan). Они записали свой дебютный альбом на студии Брайана Ино Obscure, специализировавшейся на создании эзотерической музыки.
Звучит трек №1
Саймон Джеффс родился в Сассексе. Некоторое время жил в Канаде, после чего вернулся в Англию. В тринадцатилетнем возрасте начал играть на гитаре. В дальнейшем изучал классическую технику игры на фортепиано, гитаре, музыкальную теорию. Но академическое изучение не устраивало его, он экспериментировал и, так и не удовлетворившись результатами, в конце концов сформировал Penguin Cafe Orchestra, где и проявил себя как композитор.
Звучит трек №2
По-моему, ни один музыкальный исследователь не сможет рассказать о происхождении группы (оркестра) точнее, чем это сделает ее лидер. Вот как Саймон Джеффс описывает происхождение PCO:
– Это было в 1972 году, я был на юге Франции. У меня было видение (я отравился рыбой и лежал в кровати): передо мной было бетонное здание, что-то вроде отеля. Я мог видеть сквозь стены… В комнатах были люди, все они были чем-то озабочены. В одной комнате кто-то смотрел в зеркало, в другой парочка занималась любовью, но бесчувственно, в третьей — композитор слушал музыку через наушники, вокруг него была куча аппаратуры… Но вокруг была тишина. Как все в этом месте, он был сер и безличен. Сцена была опустошающей, было ощущение, что я нахожусь в бессердечном, мёртвом месте. На следующий день мне стало лучше, я пошёл на пляж. Там мне пришло в голову стихотворение. Оно начиналось так:
I am the proprietor of the Penguin Cafe.
I will tell you things at random.
(Я — владелец Кафе Пингвина.
Я буду сообщать вам вещи наугад)
Должен заметить, что я не поэт, и эти слова пришли ко мне случайно. Владелец (the proprietor) явился, чтобы рассказать о кафе. Он сказал, что случайность (the random), шанс в жизни, пугает и, из-за страха и желания сделать жизнь спокойнее, мы зачастую подавляем свои желания, не совершаем спонтанных поступков, в результате чего любым творческим начинаниям приходит конец. И он пригласил меня в Penguin Cafe, где нет никакой предвзятости… Спустя некоторое время я отправился в Японию. Это было шокирующе — ощутить себя в совсем другом мире, это вернуло меня к мыслям о Penguin Cafe.
Я начал писать музыку, которая подходит для кафе. Что это за музыка? Я думаю, что это та музыка, которую вам хочется слушать, музыка, поднимающая настроение. Это музыка для кафе, но «кафе» в смысле места, где люди могут духовно общаться, и эта музыка тому способствует… Я создал Penguin Cafe Orchestra, чтобы играть такую музыку…
Звучит трек №3
Саймон Джеффс начинал как авангардный композитор, а с Penguin Cafe Orchestra создал свой неповторимый обаятельный мир. Работал со многими музыкантами — от Sex Pistols до Royal Ballet. Как-то он описал свою музыку как смесь Wilson Pickett, Beethoven, Rolling Stones, хоральной музыки Западной Африки, Баха, Стравинского, ирландской волынки и даже ABBA. Его музыка включала это всё, часто одновременно.
Звучит трек №4
Родившись в Сассексе, Саймон Джеффс провёл своё детство в Канаде. Затем вернулся в Англию, где в конце 1960-х гг. изучал классическую гитару в Royal Academy и играл в различных авангардных группах, в том числе — Omega Players. Увлекался минимализмом, но вскоре, не найдя удовлетворения, оставил эксперименты.
Звучит трек №5
Саймон организовал Penguin Cafe Orchestra как струнную группу, которая к 1973 году состояла из семи человек. Это был один из первых проектов на студии Брайана Ино Obscure. Также Джеффс был известен как аранжировщик — например, он автор струнной партии для «My Way» в исполнении Сида Вишеса.
За первым альбомом «Music From The Penguin Cafe», вышедшем в 1976 году, вскоре последовал второй — «Penguin Cafe Orchestra». Третий альбом «Broadcasting From Home» (1984) содержал трек «Music for a Found Harmonium», который был использован для ТВ-заставки Independent Newspaper в 1986 году. Четвёртый альбом «Signs of Life» (1987) был признан лучшим у PCO. В следующем году Саймон сделал аранжировки некоторых треков PCO для полного оркестра Royal Ballet «Still Life at The Penguin Cafe». Это произведение до сих пор популярно.
«Concert Program» (1995) был последним альбомом PCO. Это была «живая» запись, но без аудитории. В 1995 году Саймон переехал в Сомерсет, где построил студию и работал над новыми произведениями. Тогда же обнаружилось, что у него опухоль мозга… Саймон Джеффс умер 11 декабря 1997 года.
Звучит трек №6
Теперь о других участниках оркестра. Хелен Либман, скрипка. Обучалась в Royal Academy of Music. Играла с различными ансамблями. Одна из основателей Penguin Cafe Orchestra.
Стив Най в 1972 году встретился с Саймоном Джеффсом. В Penguin Cafe Orchestra Стив играл на клавишах и спродюсировал пять альбомов. Стив начал свою музыкальную карьеру в Лондоне в 1971 году ассистентом инженера в студии Джорджа Мартина AIR Studios. Работал с Deep Purple, Procol Harum, Roxy Music, Wings и Стиви Уандером. Был инженером на альбомах «Siren» (Roxy Music), «Let’s Stick Together» (Брайан Ферри), «Pretenders» (The Pretenders) и «Broken Glass» (Пит Таунсенд). Также в это время работал с музыкантами, играющими в разных стилях, от Фрэнка Заппы до Рюичи Сакамото.
Имея большой опыт, работая с различными продюсерами, Стив и сам стал продюсировать: «In Your Mind» (Брайан Ферри), «Tin Drum» (Japan), «Brilliant Trees», «Gone To Earth» и «Secrets of the Beehive» (Дэвид Сильвиан), «The Walk» (The Cure), за который Стив, как инженер, получил Грэмми в номинации «Лучший альбом». Он также смикшировал альбом «The Last Emperor» (Рюичи Сакамото), который получил Оскар за лучший саундтрек к фильму.
Звучит трек №7
Эта композиция называется «Сон Джайлса Фарнаби». Это английский композитор XVII века. Наряду с такими авторами как Джон Булл, Орландо Гиббонс, Уильям Бёрд писал великолепную музыку для инструмента, именуемого вёрджинел. Их называют вёрджинелистами, так как то, что они создали для вёрджинела и вообще для клавесина, до сих пор имеет большое значение. Английскую вёрджинельную музыку елизаветинской эпохи называют первым золотым веком клавишной музыки.
По принципу устройства и манере звукоизвлечения вёрджинел был одним из предшественников фортепиано. Но по качеству звучания он скорее приближался к арфе и лютне. Его тембр отличался мягкостью, нежностью и приглушенной окраской. Вёрджинел дал название одной их самых блистательных страниц в истории английской музыки.
Звучит трек №8
Нейл Ронни играет на укулеле. Поэт, автор Cargo, преподаёт в Лондонском университете. Играл в Penguin Cafe Orchestra с 1975 года. Укелеле — это гитара меньших размеров, чем испанский гитаррико. Имеет 4 струны. Как музыкальный инструмент не имеет большого значения. В Буэнос-Айресе Л. Васкес Латорре выпустил «Популярное руководство» для этого небольшого инструмента.
Была еще одна участница работы над первым альбомом, Эмили Янг — вокал. Но… она более известна как скульптор. На главной странице официального сайта Эмили красуется самая известная ее работа — голова Диониса. В самом сердце Лондона, неподалеку от Трафальгарской площади, на перекрестке, где аристократический Вест-Энд встречается с деловым Сити, расположился островок эдвардианской Англии. В доме по адресу Aldwych Str., 1, сто лет назад был офис газеты The Morning Post, во второй половине XX века — банк, а сейчас здесь обосновался отель One Aldwych — один из самых популярных в столице Соединенного Королевства. Здание One Aldwych — еще один проект англо-французского союза архитекторов Мэвиса и Дэвиса, прославившихся строительством экстравагантных отелей «Ритц» почти во всех европейских столицах. Это небольшой, но роскошный отель. Такие вошли в моду во второй половине 1990-х годов и получили название «бутик-отелей». В каждом номере — произведения подающих надежды художников, собранные Греем в галереях всего мира. В коллекции Грея Кэмбелла, представленной в отеле, содержится около 350 картин и скульптур.
Lobby bar — визитная карточка One Aldwych. Здесь представлены самые интересные произведения искусства из коллекции Кэмбелла: например, «Лодочник с веслами» скульптора Андре, «Голова Диониса» скульптора Эмили Янг.
Звучит трек №9
После выхода первого альбома Penguin Cafe Orchestra Саймон Джеффс продолжил студийную работу, сотрудничая с Clash и Малькольмом Маклареном, с Сидом Вишесом, и деятельность «Оркестра» прервалась почти на пять лет до того момента, как был записан альбом «Penguin Cafe Orchestra» (1981). Некоторые композиции были понятны лишь посвященным, что дало критикам повод упрекнуть ансамбль в претенциозности. Однако в целом музыка альбома балансировала между студийной серьезностью и попсовой развлекательностью. Примерно такие же рецензии сопровождали выход всех последующих альбомов — впрочем, это обычная доля классических музыкантов, вторгающихся в иные жанры.
Записанный после длительного перерыва диск ««Still Life» At The Penguin Cafe» (1990) представил смесь британского юмора с латиноамериканской грустью и оказался наиболее приемлемым для широкого слуха альбомом.
Звучит трек №10
Первый эфир 19.06.2002 г.