Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Ансамбль Д. Покровского и Пол Уинтер - ансамбль самой народной музыки

Коллекция редкостей. Эфир от 29.05.2002 г. Александр Винокуров

Кто из нас не сиживал за столом и не был свидетелем того, как в минуту должного опьянения обязательно возникает желание, причем спонтанно-коллективное, спеть "что-нибудь общее", что "все знают", "наше, русское".

Кто из нас не сиживал за столом и не был свидетелем того, как в минуту должного опьянения обязательно возникает желание, причем спонтанно-коллективное, спеть "что-нибудь общее", что "все знают", "наше, русское".

И тут же извлекается из памяти классический набор русских народных песен: "Из-за острова на стрежень", "Степь да степь кругом" и т.д. А на самом то деле практически все они имеют литературное происхождение. "Из-за острова на стрежень... " Источник: Дм.Садовников "Песня". "По Дону гуляет… ". Источник: баллада Дм.Ознобишина

Затянутая первой песня в лучшем случае допевается до третьего куплета. Дальше, как обнаруживается, текста никто не знает. Конечно, знатоки иногда находятся и дотягивают песню до конца, хотя эти героические усилия не имеют особого смысла, так как застолье явно охладевает к песне, после того, как дружно проорало один или два куплета.

За этим чаще всего следует сетования: "Вот... наших РУССКИХ песен не знаем". Кстати, эти реплики – не только и не столько проявление самокритики, сколько этикетные формулы. А преодолевается эта рефлексия чаще всего следующим тостом или же просто опрокидыванием очередной стопки.

Здравствуйте. У микрофона Александр Винокуров. А в эфире программа…

Если описывать современную культурную ситуацию, то должно признать, что мы вообще стали петь меньше и наши застолья чаще проходят без какого-либо пения. Соответственно, и песни забываются. Во-вторых, можно сослаться на общие механизмы запоминания. Так, ведь и классика русской поэзии держится в нашей памяти чаще всего в виде одной-двух первых строк или же одного четверостишия. В-третьих, песни истинно фольклорные в эфире звучат не часто. Я не говорю о "современной русской песне" (Бабкина, "Золотое кольцо" и прочие).

Я однажды был "обласкан" одним из радиослушателей, когда включил в эфир русскую песню трехсотлетней давности. И один человек потребовал включить пресловутое "Золотое кольцо" и выключить то, что звучит. Обоснование было гениальное – у нас в деревни таких песен не пели. Это всё легко объяснимо.

В среднестатистической "застольной" аудитории исполнение исконной народной песни практически исключено. В лучшем случае оно может стать экзотическим курьезом. Тем более, что для среднего современного уха фольклорная манера исполнения воспринимается исключительно как "вой".

Сегодня хочу предложить вашему вниманию уникальный симбиоз исконного русского фольклора, экологического джаза и "уорлд мьюзик". Это пластинка ансамбля под управлением Дмитрия Покровского, записанная совместно с ансамблем Пола Уинтера "Пульс Земли".

№ 1

Этот эксперимент смешать русский фольклор с американским джазом, эта музыка еще одна попытка посредством определенных сочетаний звуков связать космические по своей глубине понятия – Природа и Человек – третьим – Музыкой.

Песни-то по-настоящему народные. Такую навряд ли станут петь после так называемого “запуска гидрогиназы”.

Дело в том, что во второй половине ХIХ века традиционную лирическую песню начинает активно вытеснять песня литературного происхождения. Это авторские стилизации, попавшие в народную среду, утратившие авторство и бытующие по фольклорным законам. Именно эти песни стали символически представлять русскую народную песню вообще. Но природа этих песен качественно иная. В них связность обеспечивается не традицией, а осуществляется на уровне текста, как и в литературной лирике. Песни литературного происхождения обладают изначальной текстовой цельностью и самодостаточностью. Так, понимание песни "То не ветер ветку клонит" возможно вне какой-либо причастности к народной песенной традиции.

Встречаются такие люди, через которых проходит как бы объединяющая ось жизни, они, наверное, и называются гениями. Дмитрий Покровский был такой человек. У него было могучее чувство жизни, не суетной, не поверхностной, а самой глубинной. Он на физическом уровне осознавал связь между всем существующим.

По образованию Дмитрий Покровский музыкант, в его дипломе было написано: балалайка. Вначале у него был ансамбль балалаек, недолго правда. Но однажды он услышал в деревне, как бабушки поют народные песни, и его потрясло, что они поют совершенно иначе, чем профессионалы, у них по-другому устроен голос. А у Покровского была редкая страсть к исследованиям. Он исследовал спектр голоса этих бабушек, сделал физический анализ этого тембра, изучил, как у них получается такой звук. И создал свой экспериментальный ансамбль, с которым начал ездить в экспедиции. Задача была создать не ансамбль исполнителей, а научиться петь по-настоящему. Многих удивляет, как люди с высшим образованием, живущие в Москве, не имитируют, а создают подлинные народные вещи, этого больше нет нигде в мире.

Покровский занимался и исследованиями русского авангарда, Хлебниковым, Кандинским, Стравинским. Записал в Америке диск со "Свадебкой" Стравинского и вокруг нее – народные свадебные песни. Ему удалось найти те истоки, из которых эта вещь выросла, проследить все те связи, которые Стравинский совсем не афишировал. Ему удалось доказать, что все эти новые и сложные музыкальные системы не из воздуха выросли, не просто "заумь", что у всего этого есть фольклорные корни, и он конкретно знал, где они.

Искусство русского авангарда сложно и зашифровано, он хотел его раскрыть и показать, почему оно возникло именно в русской культуре и почему это традиционная культура.

№ 3

Ансамбль народной музыки, созданный Покровским в 1972 году, стал одним из самых серьезных вкладов России в музыку второй половины ХХ века. Во времена, когда фольклор был лакированной прерогативой парадных концертов в Кремле, Покровский находил в глухих российских деревушках и восстанавливал в первоначальном виде старинные песни, обряды и показывал их на сценах Москвы почти что нелегально. Ансамбль клеймили за искажение русских народных традиций, да и вообще, наверное, за то, что он занимался настоящим, живым делом.

Критерий "настоящести" был единственным для него. Именно поэтому альбом, записанный ансамблем Покровского вместе с патриархом американского экологического джаза Полом Уинтером, стал едва ли не первой ласточкой перестройки в музыке и во всяком случае одним из самых удачных примеров советско-американского музыкального сотрудничества.

Пол Уинтер – один из тех музыкантов, кто в представлении не нуждается: его имя хорошо известно каждому любителю как джаза, так и world music. Знаменитый музыкант имеет на своем счету множество альбомов. Причем Уинтер – настоящий пионер, впервые экспериментирующий с тем, что впоследствии, хотя и несколько видоизмененное, может стать очень популярным и модным.

Пол Уинтер и был одним из тех, кто впервые соединил фолк с современной музыкой, и чьи идеи были впоследствии успешно использованы удачными коммерческими проектами вроде небезызвестного "Deep Forest" или "Иван Купала".

Пол Уинтер - музыкант, который на своем инструменте обращается к тварям – и твари отвечают ему. На базе исходного дуэта создается музыкальное произведение. В результате слушатель переживает если не унификацию с природой, то ощущение сопричастности - отношение к природе не как к объекту, а как к существу. Философия Живой музыки Уинтера: все стихии – вода, суша и небо – ведут между собой непрерывный разговор.

№ 4

Пол Уинтер познакомился с Дмитрием Покровским через Леонида Переверзева. Они подружились, и у них не раз были совместные турне по Соединенным Штатам и Японии. Была сделана пластинка "Пульс Земли": Покровские в Москве записали свои русские номера, в некоторых номерах участвовали один-два американца, которые подстроились, но в основном в Соединенных Штатах Пол Уинтер вживался в русскую музыку Покровского и затем играл свои встречные реплики. Потом это сводили вместе на одной пленке, присылали в Москву, наконец, сводили все вместе и выпустили на пластинке.

Существует методический материал, основанный на музыке диска Пола Уинтера "Голоса планеты". Произведения называются так: "Утро в Аппалачских горах", "Лес-собор", "Русские девушки" (песня с ансамблем Дмитрия Покровского) и т.д.

Детям предлагается привязать пьесы к географии.

Прослушав пьесу "Утро в Аппалачских горах", детям предлагается представить, что она членится на несколько частей и, используя показания счетчика секунд на аудиоплейере, составить такую табличку: на какой секунде что меняется. Музыкальная пьеса предстает как поток событий, в котором вырисовываются какие-то схематические очертания.

Потом предлагают написать собственный литературный комментарий к тому, что они слышали, используя форму.

Потом предлагают приписать очередную букву алфавита к каждой следующей мелодии. И т.д. Целая методика.

Но Уинтер не закцикливается на работе только в Америке. Году в 87 - 88 Уинтер был в Загорске, в доме для слепоглухонемых детей, где играл для слепых и почти не слышащих детей – он играл пьесу про волка и пьесу про дельфинов и китов, где голоса этих животных записаны. Детишки обхватывали два небольших динамика и "слушали" вибрацию через металлический корпус. Им, конечно, рассказали "легенду" – что здесь волк, здесь

кит, здесь орел. Детишки радостно вскрикивали: "Я слышу волка!"

"Я слышу море!" Профессор Бимбарт, который привез Уинтера туда, отошел в сторону к шторе, закрылся и заплакал. Уинтер достал саксофон, дети бросились к нему, и саксофон исчез под их руками. Любой музыкант в этих условиях должен закричать страшным голосом, прыгнуть, закрыть инструмент. Уинтер стоял совершенно невозмутимо, неколебимо, как скала. Я подошел и посмотрел:

миллиметр или микрон был между пальцами этих детей и инструментом. Они не прикоснулись к нему физически...

№ 5

Дмитрию Покровскому было 52 года, и он находился на колоссальном творческом подъеме. Ансамбль стал петь современную музыку и перешел в некое новое качество. Для него стали писать музыку специально. Личность Покровского, ее сила заряжала собой все вокруг. Всех композиторов кто с ним работал влекло некое ощущение подлинности, идущее от самых корней. Ощущение не случайной и умозрительной авангардной жизни, а той, что никогда не прерывалась. Трудно как-то назвать эту новую музыку, она не народная, так как ее сочинили композиторы, но она и народная, потому что без тех истоков, которые раскопал Дмитрий Покровский и в которые совершенно естественно вошел, она бы не появилась. В будущем этот ансамбль должен был заниматься как раз этим синтезом, аналогов этому в мире сейчас нет.

Дмитрий Покровский хотел создать Национальный центр традиционной культуры, частью которого был бы его ансамбль. Он разработал компьютерную программу того, как хранить и систематизировать все, что добывается в фольклорных экспедициях. Есть еще детская студия, в которой занимаются дети с трехлетнего возраста. Для создания центра нужны были деньги, естественно государственные, потому что это и есть национальное достояние. А государству на это было плевать. Так все и осталось в проектах. Сейчас его друзья пытаются все его замыслы осуществить. Пока такой человек живет, все думают: он всегда будет, все еще успеется. Когда его не стало, оказалось, что, если мы хотим реализовать то, что он делал один, нужно распределить это непонятно на сколько человек, так как один из нас может заниматься только одной маленькой частью того, что он держал в голове и делал. Теперь стало понятно, что он гораздо больше, чем человек, который создал ансамбль и пел народные песни.

№ 6

В репертуаре Ансамбля Покровского более двух тысяч народных песен, наигрышей, танцев обрядов; собрана ценная коллекция подлинных народных костюмов и музыкальных инструментов - более 160 единиц хранения; создан большой архив с аудио, видео и нотными записями выдающихся народных исполнителей. Ансамблем накоплен уникальный теоретический и экспедиционный материал, приобретён богатый сценический опыт.

Работа с серьёзными современными композиторами - А. Шнитке, Э. Артемьевым, С. Губайдулиной и др. Большой опыт сотрудничества с театрами – участие в постановках Ю. Любимова, С. Юрского, И. Райхельгауза. Его ансамблем озвучено более тридцати фильмов, мультфильмов и съёмки у Н. Михалкова, Э. Климова, Д. Асановой.

Музыка, которую поёт Ансамбль Покровского, очень различна: песни разных традиций и стилей русской деревни – Архангельской, Белгородской, Вологодской, Калужской, Курской, Псковской, Смоленской областей, донских, кубанских; духовная музыка - церковная православная, староверческая, песнопения духоборов и молокан; есть программы, посвящённые календарным крестьянским праздникам, свадебному обряду, русскому традиционному театру, народной драме и т.д. В репертуаре также произведения классических композиторов – М. Мусоргского, И.Стравинского, Д. Шостаковича. Премьера "Свадебки" И.Ф. Стравинского в 1994 году в Нью-Йорке в зале Бруклинской Академии Музыки в исполнении ансамбля стала подлинной сенсацией в музыкальном мире.

В их арсенале шесть дисков, выпущенных в СССР, США и Европе. Ансамбль с неизменным успехом гастролировал как в своей стране, так и за рубежом – в США, Австралии, Японии, Канаде, Германии, Англии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Финляндии, Болгарии. Так, только в США ансамбль дал около 500 концертов разной направленности. Это и концерты в Белом доме и Национальной Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, концерт в Лос-Анжелесе для Далай-ламы, концерт в Великом каньоне. Ансамбль Покровского принимал участие также в американских образовательных программах в штатах Пенсильвания, Коннектикут, Аляска, Калифорния, Колорадо и др.

№ 7

Увы, за рубежом ансамбль Покровского знали лучше, чем в России – несмотря на Государственную премию, врученную на пике перестройки, и то, что он регулярно выступал на ежегодных фестивалях "Альтернатива" и много гастролировал по стране. Однако лучшие работы вышли на Западе. Пластинка ансамбля вышла на фирме Питера Гэбриэла "Realworld", и сам Гэбриэл включил музыку ансамбля в свой альбом "US", а альбом "Faces Of Russia" стал в Германии альбомом года.

№ 8

29 июня 1996 года Дмитрий Покровский вышел из консерватории и поехал к композитору Антону Батагову, чтобы поговорить о новой совместной работе. По дороге в метро ему стало плохо, но до квартиры Антона Батагова он все-таки доехал.

Чтобы через пять минут умереть.

У него в прямом физическом смысле слова разорвалось сердце. Это могло произойти в любую секунду, и он это знал. Это знали все его близкие. Это знал его врач, американец, который лечил его несколько лет. Нужна была операция: если бы ее сделали, заменили бы клапан, все было бы совершенно иначе... Но у него никогда не было денег. Так эта операция и откладывалась. Можно было бы объявить в России, в Америке, что нужна такая-то сумма на операцию, собрали бы, я думаю, но почему-то считали, что можно отложить.

А в результате деньги на похороны собирали все, люди, которые его любили, ансамбль, Театр на Таганке, его друзья. При том, что в Министерстве культуры, которое олицетворяет государственное отношение к искусству в нашей стране, было сказано: да, мы понимаем, мы поможем, но нужна официальная бумага, а кстати, скажите, к какой организации относился его ансамбль?

И никто из официальных лиц не пришел на панихиду. Но ведь если, например, кому-то из другой страны, кто здесь никогда не был, нужно объяснить, что такое Россия – не про выборы и колбасу, демократов и коммунистов – а по существу, можно просто дать послушать диск ансамбля Покровского и говорить больше ничего не нужно.

№ 9

Дискография ансамбля Дмитрия Покровского

1. "Ансамбль Дмитрия Покровского" - "Мелодия", 1979

2. Совместно с Paul Winter Consort "Earthbeat" - Living Music, USA, 1987/ LP, "Мелодия", 1989

3. Russian Cabaret - Monitor, USA, about 1991

4. The Wild Field - Realworld/Caroline, USA, 1991

5. Faces of Russia - Trikont, Germany, 1992

6. Igor Stravinsky - Les Noces (Игорь Стравинский, "Свадебка") - Elektra/Nonesuch, USA, 1994

Показать текст программы целиком