Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

John Mayall - Большой Отец британского блюза

Коллекция редкостей. Эфир от 13.02.2002 г. Александр Винокуров

Добрый вечер. В студии Александр Винокуров. Я приветствую всех, кто может себе позволить отложить все текущие дела и забыть о существовании родных, близких и просто знакомых, если, конечно, они пытаются заставить вас обратить внимание на очередной эпизод очередного боевика. Если же родные, близкие и просто знакомые разделяют ваши интересы и увлечения, то приветствую и всех родных, близких и просто знакомых. Мы одной программы слушатели, поэтому доступ к "Коллекции редкостей" вам уже открыт.

Добрый вечер. В студии Александр Винокуров. Я приветствую всех, кто может себе позволить отложить все текущие дела и забыть о существовании родных, близких и просто знакомых, если, конечно, они пытаются заставить вас обратить внимание на очередной эпизод очередного боевика. Если же родные, близкие и просто знакомые разделяют ваши интересы и увлечения, то приветствую и всех родных, близких и просто знакомых. Мы одной программы слушатели, поэтому доступ к "Коллекции редкостей" вам уже открыт.

Практически месяц назад вы имели возможность слышать короткий рассказ о житии-бытии Джона Мэйалла. Рассказ оказался настолько коротким, что неудовлетворёнными после той программы остались не только её авторы (мы с Андреем), но и некоторая часть слушателей, то есть вас. Пусть эта часть и оказалась небольшой, но зато активной. Письма, звонки…. Так, на всякий случай адрес: 650099, г. Кемерово, ул. Красноармейская, Дом Радио, программа "Коллекция редкостей". Я повторю адрес в конце программы. Так вот. Настояли-таки на своём, поэтому сегодня мы ещё немного поведаем о Джоне Мэйалле. Мы – это не Николай Вторый. Мы – это Александр Винокуров и Андрей Заключаев. Здравствуйте. Но в большей степени Андрей, конечно. Он эксперт в области белого британского блюза вообще и бо-о-ольшой любитель Джона Мэйалла в частности. Как меломан со стажем он имеет и что рассказать и, несомненно своё мнение.

Мы слегка коснулись альбома, который Джон Мэйалл и его “Bluesbreakers” записали с Эриком Клэптоном. Этот классический блюзовый диск резко повысил репутацию группы и, в особенности, Клэптона. Но, прежде чем продолжить рассказ об этой пластинке, предлагаем послушать с неё песню Джона Мэйалла “Little Girl”.

music 2.33

Годы спустя Алексис Корнер скажет, что именно с этого альбома и начался британский блюзовый ренессанс. Но в то время блюзовые проекты, даже с музыкантами такого уровня, не вдохновляли руководство звукозаписывающих фирм. И хотя фирма Decca и возобновила контракт с Мэйаллом (в основном благодаря присутствию в группе Клэптона) в производство был запущен малобюджетный проект записи “Bluesbreakers”.Для убыточного баловства им отдали в распоряжение на пару дней тесную, устаревшую студию и прислали неопытного звукоинженера Гаса Даджеона, который специализировался на записи классической камерной музыки.

Опустим подробности трудоемкого процесса работы и творческих разногласий в условиях дефицита времени. Скажем лишь, что в кратчайшие сроки был записан и 22.07.66 г. выпущен самый жизненный, энергичный и светлый во всем наследии британского блюза альбом, который сразу же оказался на верхних этажах британского хит-парада и пробыл там в общей сложности 4 месяца, поднявшись до 6-го места. Стоит заметить, что Мэйалл и его “Bluesbreakers” добились такого успеха во многом благодаря Эрику Клэптону, влияние которого на звучание группы сложно переоценить. Послушаем композицию “Ramblin’ On My Mind”, на которой Клэптон впервые запел.

music 3.07

В том, что Клэптон запел, есть определенная заслуга Джона Мэйалла , который сумел уговорить комплексующего Эрика исполнить вещь Роберта Джонсона . Впоследствии на альбомах “Cream” и в своих сольных проектах Клэптон уже не ведал чувства закомплексованности по поводу своего пения. Что же касается его игры на гитаре, то уже к концу 1966г. на стенах домов Лондона появились надписи “Клэптон-Бог”. Много лет спустя он вспоминал, что в то время его тщеславие необычайно раздулось от всего этого, связанного с “Богом”. И он просто не видел себе равных среди гитаристов, исполняющих блюз .Возможно так оно и было на самом деле. Послушаем песню Мэйалла “Have You Heard”, на которой великолепную гитару Клэптона оттеняет духовая секция, состоящая из знаменитых саксофонистов Алана Скидмора и Джона Элмонда.

music 5.54

Этой песней мы завершаем обзор этого альбома “Bluesbreakers”, после выхода которого стало очевидно, что блюзу в Англии быть. И уже в 1967г. тысячи молодых англичан пытались выразить себя в блюзовом буме. Но вернемся к “Bluesbreakers”, которые вели активную концертную деятельность, но уже без Клэптона , окончательно покинувшего группу. И ушел он, надо сказать, достаточно некрасиво . К концу пребывания Эрика в группе были несколько концертов, на которых он просто не появился. И тогда они играли как трио. Им приходилось достаточно трудно, так как публика жаждала услышать Бога. А божественный Клэптон уже репетировал с Джеком Брюсом и Джинджером Бэйкером, которые к тому времени уже прошли школу Алексиса Корнера в “Blues Incorporated”. Кстати Джек Брюс тоже успел поиграть у Мэйалла в то время, когда тот отчислил своего басиста Джона МакВи за систематическое пьянство. И на концертных записях 66г., которые вошли в альбом “Primal Solos”, уже проявились очертания будущих “Cream”. Но оставим их историю до следующего удобного случая и вернемся к Мэйаллу, который вновь был вынужден производить замены в своей команде по ходу матча,т.е. гастролей. Так на место барабанщика Хью Флинта, ушедшего к Корнеру, пришел Эйнсли Данбэр. Джон МакВи был в очередной раз прощен, а на место Клэптона был принят, уже упоминавшийся в предыдущей передаче Питер Грин. И первой пробой нового состава стал сингл “Looking Back” -такая энергичная и добродушная песня. Послушаем.

music 2.29

Ну а теперь расскажем вкратце о новом гитаристе группы Мэйалла-Питере Грине. Кстати , интересно насколько судьба обожает повторы. С приходом Грина и Флитвуда начинается история “Флитвуд Мак”, так же как начинается история “Cream” с приходом Клэптона и Брюса. Грин пришел из команды “Denim and the Dominoes”. Клэптон позже будет играть в группе с похожим названием “Derek and Dominoes”. И оба они покинули “Bluesbreakers”, достигнув совершеннолетия. Несмотря на то,что Грин пробыл в их составе где-то около года, он так же как и Клэптон сумел оставить яркий след в истории “Bluesbreakers”. Достаточно сказать, что Мэйалл ставил его в один ряд с такими гигантами, как Отис Раш, Джимми Хендрикс, Эрик Клэптон, Бадди Гай. Поначалу Грину было довольно нелегко, как, впрочем, и любому другому гитаристу, которому пришлось бы заменить самого Клэптона. И на концертах он старался играть в манере Эрика, т.к. исполнялся текущий репертуар группы. Что касается работы в студии, то Грин уже с первых дней стал предлагать собственные идеи и разрабатывать технику игры, которая позволяла бы эти идеи выразить. Вообще, надо заметить, Мэйалл и Грин много экспериментировали в поисках нового звучания группы. И, благодаря этому, новый альбом “A Hard Road” получился совсем не похожим на предыдущий. Послушаем инструментальную композицию Грина, специально написанную им для этого альбома.

“Super-Natural” 2.58

Эта вещь очень нравилась Джону Мэйаллу, и он считал ее одной из самых значительных инструментальных пьес того времени. К слову сказать, Мэйалл не подавлял юного Грина своим авторитетом. И тот был автором многих песен, часто исполнял их. И, что интересно, на некоторых синглах Мэйалл вообще отсутствовал как музыкант, что объясняется, видимо, стремлением Джона помочь почувствовать Грину себя как самостоятельную единицу . послушайте еще одну композицию Питера Грина, на которой “Bluesbreakers” представлены как трио. Называется она “Curly”4.50.

Надо признать, что “самостоятельной творческой единицей” Грин почувствовал себя довольно быстро, что и привело его в последствии к уходу из “Bluesbreakers”, для того чтобы создать свою собственную команду “Fleetwood Mac” в которой и раскрылся наиболее полно его творческий потенциал. Но все же корни музыки Грина в альбоме “A Hard Road”. Кстати очень символично это название применительно к творческой жизни Грина. Она выдалась достаточно тяжелой и неоднозначной. Но об этом потом. А пока песня “You don’t love me”. Исполняет Питер Грин.

music 2.48

Нельзя не отметить огромный вклад в создание этой пластинки самого Джона Мэйалла, который написал 8 из 12 песен, играл на многих инструментах, написал статью на обложке и нарисовал маслом портрет всей группы для лицевой стороны конверта. “Тяжелая дорога” Мэйалла имела огромный успех, поднявшись до первой десятки самых популярных альбомов Британии, а впоследствии стала одним из классических блюзовых альбомов, что косвенно доказывает, что успех возможен и без Клэптона. Но, несмотря на это, группа в очередной раз распалась. Музыканты, сделав себе имя в “Bluesbreakers”, уходили создавать свои супер-группы. А Мэйаллу оставалось лишь жить в одиночестве со своим блюзом, не имея покоя в своей душе. Эта строчка из песни “Living Alone”, завершавшей альбом “A Hard Road”. Послушаем.

music 2.25

Эта песня явилась своеобразным предсказанием, мостиком к следующей работе Джона Мэйалла, уникальной по своей сути. 1 мая 1967г. в пику отдыхающим трудящимся Мэйалл не праздновал, а трудился на славу. В один день он записал альбом “Blues Alone” – блюз в одиночестве, что было неслыханно в те времена. Партии всех инструментов Джон записал самостоятельно с небольшой помощью барабанщика Кифа Нартли, который позже войдет в новый состав “Bluesbreakers”. Все 12 вещей на этой пластинке его собственные, как впрочем и оформление конверта. Вот такой проект. Послушайте песню “Sonny Boy Blow”.

music 3.47

Эта песня была посвящена великому черному блюзмену Сонни Бою Уильямсону. Руководство фирмы Декка посчитало идею выпуска этого альбома слишком рискованной, после того как предыдущие 2 пластинки оказались хитовыми. И поэтому готовая пленка пролежала без движения и была выпущена в свет только когда Мэйалл, заново собрав группу, отправил в хит-парад свой третий альбом “Crusade”. О нем в следующей передаче. “Blues Alone” был выпущен небольшим тиражом. Декка не верила в успех. Но вскоре тираж пришлось допечатывать. Предлагаем Вашему вниманию блюз “Broken Wings”.

music 4.12

Эта вещь явилась наброском истинного образа английского блюза сделанного талантливым художником-музыкантом, таким своеобразным воплощением хандры, излившейся в блюзовый квадрат звуками смутными и туманными как сам Альбион. Своим альбомом Мэйалл опередил моду на подобные сольные проекты на несколько лет. Но вряд ли кто-нибудь когда-нибудь повторит такой подвиг, как записать подобный альбом со всеми переложениями за один день, альбом очень цельный по звучанию и удивительно тонкий и изящный по настроению. Напоследок еще одна песня Мэйалла “Don’t Kick Me”.

music 3.08

А вот на этом мы с вами попрощаемся. Есть одно непреложное правило – прекращать рассказ на самом интересном месте. Ну, чтобы оставалось желание послушать ещё и в следующий раз. Так что, до встречи. И адресок на бумажку: 650099, г. Кемерово, ул. Красноармейская, Дом Радио, программа "Коллекция редкостей". Для вас работали Андрей Заключаев и Александр Винокуров.

Показать текст программы целиком