Go Betweens - поверь в любовь
Коллекция редкостей. Эфир от 23.01.2002 г. Александр ВинокуровДобрый вечер всем, кто только мечтает о тех временах, когда можно будет достать все мыслимые и не мыслимые раритеты любимых исполнителей. Когда цена на CD или виниловую пластинку станет ниже, чем цена бутылки “Жигулёвского”. Когда родственники смирятся с вашим увлечением и сами станут просить поставить им что-нибудь из любимого. Если наши души звучат в одной тональности, то доступ к “Коллекции редкостей” для вас открыт.
Добрый вечер всем, кто только мечтает о тех временах, когда можно будет достать все мыслимые и не мыслимые раритеты любимых исполнителей. Когда цена на CD или виниловую пластинку станет ниже, чем цена бутылки “Жигулёвского”. Когда родственники смирятся с вашим увлечением и сами станут просить поставить им что-нибудь из любимого. Если наши души звучат в одной тональности, то доступ к “Коллекции редкостей” для вас открыт.
Поверьте, совершенно без какого-либо умысла я снова обращаюсь к австралийской музыке. Просто так выходит. Прослушиваю свою коллекцию винила и останавливаю выбор на группах, которые, по моему мнению, мало знакомы большинству из тех, кто любит альтернативу. Достаю пластинку, ставлю ее на проигрыватель – нравиться. Потом глядь, а это австралийцы. Во всяком случае начинали именно на зелёном континенте.
Сегодня хочу предложить обратиться к творчеству “Go-Betweens”. Они, как и “Midnight Oil” вышли родом из беглых и каторжников, отселенных подальше от цивилизованного общества. Итак, что же это за фрукт такой - “Go-Betweens”?
№ 1
Go-Betweens. Образовались в 1977 году в Брисбене (Австралия) (там же где и "Bee Gees"). Но вот только музыкальную стезю выбрали иную. Распались 31 декабря 1989. Записывались на лейблах: Beggars Banquet (7), Capitol (4), Jetset (3).
Сразу озвучу состав, в котором был записан, предлагаемый к прослушиванию альбом. Он, кстати, называется “Таллула”.
Состав:
Amanda Brown – скрипка.
Lindy Morrison – ударные.
Robert Vickers – бас.
Greg McLennan – вокал, гитара.
Роберт Форстер – вокал, гитара.
Если вы видели фото, а ещё лучше видео Go-Betweens, то наверняка у вас возникали некие двойственные ощущения. Эти долговязые создания, то уносят вас в заоблачные выси, то заставляют прямо-таки биться в страстных судорогах. Они предают значимости легкомысленной поэзии поп-культуры, когда предлагают вам, может быть даже в чём-то пошленькие, песен - "Fly or fuck". По названию, кстати, судить не следует.
Их фирменное звучание рисует прямо идиллическую картинку - уютный домик на тихой, мокрой от дождя булыжной мостовой. Эти Австралицы, все еще потерянные и одинокие души, активно ищут и верят в любовь в наши дни.
№ 2
Когда Роберт Форстер и Grand McLennan основали Go-Betweens в Brisbane, Австралия в 1977, они сразу же вступили в некий конфликт с музыкальной культурой, которая уже существовала, в частности в Брисбене. Всякие "хеви", "панки" и же с ними. В ранних работах группы ярко прослеживалось увлечение явно не австралийской культурой. Была заметна любовь к иностранным фильмам, Нью-Йоркскому панку, к Джонатану Ричману, Бобу Дилану, Манкиз. К тому времени, когда группа перебралась в Англию (в 1982), они уже превратили эти влияния в некий сложный стиль, который был не понят и не принят австралийской поп-культурой 80-ых. Желание покинуть страну объяснялось тем, что группа бы просто распалась, не смени они среду обитания, поскольку тогда их записи пользовались успехом и популярностью в большей степени за границей, чем в родной Австралии. И что самое интересное, критика была восторженная, а продажи невысокими. Баснями сыт не будешь. Как говаривал классик: "Может надо в консерватории что-то менять". После распада группы McLennan и Forster совершат несколько туров как акустический дуэт, но на афишах уже не будет названия группы. Однако после мирового турне в 1999 они все же соберутся полным составом в Portland и это уже будет тот самый Go-Betweens.
№ 3
Так уж происходит в среде, где “варятся” единомышленники с разными музыкальными пристрастиями, они все время помогают друг другу. Теперь уже можно отличить “Машину времени” от “Воскресенья”, а на заре становления отечественной рок-музыки группы было вроде две, а составы различались в несущественных деталях. Такое происходило не только в Советском Союзе, но и в других странах. Это общая тенденция. Если вернемся в Австралию, то там такая же история. В 1982 году Ник Кейв, Мик Харви и бывший бас-гитарист Magazine Барри Адамсон, который уже стал полноценным членом коллектива Birthday Party при участии музыкантов из Go-Betweens - Гранта Макленнана, Роберта Форстера, Линди Моррисон и вездесущего Ховарда реализовали сингл "After The Fireworks" под именем TuffMonks. Этот релиз мало коснулся “Посредников”. Просто возможность отвлечься от рутины. Хотя… если прислушаться, то можно найти некое сходство с Birthday Party.
№ 4
В июне 1989 года "Go-Betweens" давали концерт в Nottingham Trent Polytechnic. Вот что написал Дэвид Свифт из "New Musical Express" 17-ого июня 1989.
В живую "Go-Betweens" выступают редко, но метко. Они по-прежнему мелодичны и профессиональны на сцене. Их рост очевиден. Роберт Форстер кажется более рассудительным и обузданным, а его давний партнер и вокалист группы Greg McLennan теперь, кажется, в большей степени лидером. И не только потому, что голос Грега со временем стал сильнее и чище. В концертоном исполнении композиции с их последнего альбома "16 Lovers Lane" звучат просто великолепно. Но абсолютно ни с чем нельзя сравнить вещи с альбома предыдущего - "Talllulah", которые сыграны более уверенно (сам по себе альбом таков - наиболее самоуверенный из всех предыдущих). Это стало возможным благодаря появлению в их составе мульти-инструменталистки Аманды Браун. Всё бы ничего, да акустика зала подкачала (впрочем, для сего помещения это вполне характерно). Таким образом две превосходных композиции "Spirit Of A Vampyre" и "Bye Bye Pride", прозвучали так плоско, насколько плоскими могут быть блины. В то время как исполнение "Was There Anything I Could Do?" стало превосходной компенсацией за предыдущее издевательство.
№ 5
Теперь остановимся на персоналиях. Роберт Форстер - вокал, гитара. Родился 29 июня 1957. Если в качестве сравнения "Go-Betweens" взять "Beatles", то несомненно, что Grant McLennan – это Джон Леннон (и не потому, что фамилии созвучны), а Роберт Форстер – Paul McCartney. Ну, хотя бы потому, что Форстер сочинял не только развесёлые, разудалые (чаще всего хитовые) композиции, но мог замахнуться и на философские баллады. Да и сольная карьера показала, что Форстер довольно удачно сочетает в себе эти два жанра.
Forster, уроженец Брисбана (Австралия), сформировал в 1977 "Go-Betweens" вместе с McLennan'ом, будучи еще студентом Queensland'ского Университета. Их дуэт составлял ядро группы и не распадался на протяжении многих лет. Вместе они записали шесть альбомов. При этом не боялись экспериментировать с жанрами. Был и арт-рок, был и откровенный коммерческий сливочный поп (их последняя работа "16 Lovers Lane"). А вот во время записи этой пластинки возникли-таки разногласия. Forster'у не понравилась откровенно коммерческая направленность, и он решил далее не продолжать работу над альбомом. Он, так сказать, забрал свои песни и записал их вместе со своим австралийским другом Миком Харви (ex-Birthday Party), а ныне музыкантом группы "Bad Seeds" Nick'а Cave'а в Берлине. "Danger in the Past" в 90-ом стал возвращением к суровой реальности ранних "Go-Betweens". Для тех, кто был разочарован приглаженным, слащавым, звучанием "Посредников", эта работа стала надеждой на творческое возраждение Forster'а.
№ 6
"Go-Betweens": "Tallulah" (1987). На этом альбоме "Go-Betweens" появляется по-настоящему высокопрофессиональный скрипач, или скрипачка, если хотите - Amanda Brown. При этом, общее звучание группы (фирменный, узнаваемый, этакий грудной саунд) не меняется. Они звучат так же, как всегда. Фактически, несмотря на появление нового инструмента, в альбоме не слышно того, что присутствовало в предыдущей работе. "Tallulah" не такой искрящийся альбом как "Liberty Belle". Здесь уже в меньшей степени можно услышать влияние Creedence. Может быть поэтому на сей раз аранжировки кажутся несколько суше и недостаточно искрящимися. Но мне нравится этот альбом. Он был первый в моей коллекции "Go-Betweens". Композиция "The House That Jack Kerouac Built," ("Дом, который построил Джек Керуак") по праву может считаться заглавной, хотя и открывает вторую сторону альбома. Она дает представление о "Go-Betweens", как о группе, высмеивающей неких буржуа, некую городскую интеллигенцию (и её литературу), которая с некоторой долей презрения относится к чистому рок-н-роллу.
Джек Керуак (1922-1969) – американский писатель. Лидер “разбитого поколения”. Его романы “На дороге” и “Бродяги Дхармы” отразили формирование контркультуры в США и увлечение дзен-буддизммом.
На этом альбоме по полной программе достаётся и другому классу - среднему (popsmiths). Сюжет песни о них менее занимателен, можно сказать, более банален. Дело в том, что обычно, в "буружазной" литературе этому классу "народонаселения" (этот великолепный термин я обнаружил в одном из календарей знаменательных дат - "день народонаселения" - великолепный праздник, но не понятно чей) отведена роль, простите меня, "быдла", которое только и знает, что ест, пьёт и размножается. Вот обо всём этом, как раз в песне "Someone Else's Wife" ("Жена некоего Эла"). Но кульминацией альбома является, так сказать, ода верности McLennan'а - "Right Here," ("Прямо здесь"). Она посвящена двум друзьям, основавшим похоронное бюро. Но, несомненно, непревзойденной композицией альбома является трек "Clarke Sisters," ("Сестры Кларк") - рассказ о трёх седовласых леди, которые прятались и уснули в баке позади книжного магазина, торгующего феминистской литературой, потому что не хотели жить по законам отца.
№ 7
В поисках информации о группе или отдельно взятых музыкантов набрёл на одну любопытную статейку из английского журнала 'Debris' за декабрь 1987 года. Там было опубликовано интервью с Robert’том Forster’ром. Он очень подробно рассказывал о том, как надо правильно подбирать шампунь, кондиционер, какими расчёсками пользоваться. Прямо как специалист. Но самое весёлое было в конце статьи. Там был опубликован некий хит-парад читателей журнала. Так вот, альбом “Go-Betweens” "Talullah" находился на 9 строчке из 15-ти.
Я понять не мог, от чего же реклама шампуней не даёт покоя звёздам эстрады. Ну, взять того же Форстера. А потом наткнулся ещё на одно интервью с ним в июльском номере журнале 'Time Out' за прошлый год.
Дело в том, что у Форстера есть свой маленький "бзик". Он не зациклен, но всё же очень серьёзно относится к своим волосам и своим прическам. Он довольно часто их меняет. Однажды, в 1987году, он провел восемь часов в салоне парикмахера, отказываясь покинуть кресло, пока его волосам не пр дали точно такой же оттенок, какой был у Blakе'а Carrington'а из "Династии". А в другой раз, уже в 1990 году, на абложке 'Danger In The Past', он был запечатлён с точной копией стрижки Джеймса Джойса. Таким образом Форстер воздал должное своему кумиру. Джеймс Джойс (1882-1941) – ирландский писатель. Представитель авангардизма. В сборнике рассказов “Дублинцы”, романе “Портрет художника в юности” реалистично изобразил мир обывателей. Роман “Улисс” – хроника одного дня из жизни двух героев, соотнесённая с эпизодами из “Одиссеи” Гомера. Первое произведение литературы “потока сознания”.
№ 8
Greg McLennan - вокал, гитара. Родился 12 февраля 1958. Как выше уже было сказано, Grant McLennan то же стоял у истоков создания "Go-Betweens". В среде коллег по цеху он утвердился, как один из прекраснейших поэтов-песенников в современной поп-музыке. И его сольная карьера абсолютно не изменила его, пристрастия и наклонности. Что, собственно, привлекло внимание аудитории и критике к группе "Посредники"? Пожалуй, то, что они сумели гармонично объединить панк и фолк. Если обратить взор на их дискографию, то её смело можно обозвать "гигографией". Огромнейшее количество разного рода синглов, концертников, альбомов. Поэтому не мудрено, что прежде чем выпустить первый альбом они выдали на-гора некоторое количество синглов. Группа образовалась в 1978 году, а первый их полноценный LP ("Send Me a Lullabye") вышел лишь в 1982 году. И в течение следующих 10 лет своего существования "Посредники" были одной из немногих пост-панковых групп, к которым критика была довольно благосклонна. И все же, превосходные пластинки, такие как: "Before Hollywood" (1983) и "Tallulah" (1987) просто не были по достоинству оценены публикой. Просто не были!! И вот когда в 1988 году появился на свет альбом "16 Lovers Lane", и когда не случилось то, чего предрикала критика - всемирная слава - группа просто распалась. И McLennan начал сольную карьеру. После того как была записана половина материала (альбом писался вместе с Джеком Фростом), дуэтом было принято решение сформировать (обозначить проект как:) "Church's Steve Kilbey". Только в 1991 году удаётся выпустить дебютную пластинку "Watershed". После выпуска двойного LP "Horsebreaker Star" (1995), McLennan присоединился ко вновь собравшимся "Посредникам" и отправился в краткосрочный тур. И это несмотря на то, что Grant готовил свой четвёртый сольный альбом "In Your Bright Ray".
№ 9
Robe Forster и Grant McLennan - одни из наиболее выдающихся поэтов-песенников поп-рока последней четверти прошлого столетия (20 века). Это теперь уже они стали таковыми. То есть теперь их таковыми считают. А тогда, в начале карьеры, в 80-х, как считалось, им не повезло - это же угораздило выйти в свет из экзотической страны... Австралии. Карьере Forster'а и McLennan'а несколько помогло постоянное обращение к культуре "Туманного Альбиона" и стремление в Лондон. В те времена их мало кто замечал. Те кто в прошлом старательно не замечал их таланта, теперь по любому поводу стараются вставить, мол, де, как много хорошей музыки, которой до сих пор не слышали массы. Что и по сей день не вскрыты целые музыкальные пласты.
Немногие из поэтов-песенников столь же ловки и интеллектуальны как этот дуэт. И бесполезно состязаться с ними в искусстве написания песен (музыка+текст). Именно песен, где музыка и текст представляют собой единое целое. Работы Forster-McLennan можно назвать драгоценными камнями, а если быть точным, то доведенными до совершенства алмазами, то есть превращенными в бриллиант. Настолько велико их эмоциональное воздействие. Дуэт Forster-McLennan - классически совершенный дуэт, каких не много (Элтон Джон-Берни Таупин). "Классическое совершенство" не должно быть перепутано с "лучшим" из поэтов-песенников, скажем, Bob Dylan, - это "лучший" (как у нас Владимир Семенович). Но ни Forster ни McLennan не являются чем-то большим, нежели высоко квалифицированные ремесленники (в лучшем смысле этого слова). Здесь вот в чём феномен. В частностях, всё довольно посредственно, а в целом, превосходный дуэт. Хотя бы по этой причине имеет смысл обратить внимание на "Go-Betweens".
И позволю одну ремарку: думается, никто не обратил бы внимания на Hendrix'а, если бы он не мог бы играть такие гитарные соло. При первом прослушивании их записи, мягко говоря, не впечатляют. Но при этом есть ощущение, что что-то тебя держит и не позволяет выключить пластинку сразу. И когда через какое-то время привыкаешь к саунду (звучанию), к голосу, к скрипке, к отсутствию мелодии, то понимаешь, что это нечто большее, чем слушают, но они снижаются(погружаются) в , и в этом очке, я являюсь большее, чем просто недооценная музыка 80-ых.
№ 10
Go-Betweens были возможно самой культовой австралийской командой 80-ых.
Их альбомы, кажется, только слегка различимы друг от друга. Но это превое впечатление. Первая их пластинка, действительно получилась несколько посредственной, зато следующие работы - все одинаково по-своему хороши.
15.08.2000 Go-Betweens после 12 лет затишья объявила детали своего тура по Британии и нового седьмого альбома, первого за 12 лет. "The Friends Of Rachel Worth" появился 18 сентября на лейбле Circus. За диском последует 25 сентября сингл "Going Blind". К выходу пластинки группа подготовила в октябре небольшой тур по Британии: Глазго, манчестерский университет, Нортхэмптон, лондонский Shepherd's Bush Empire и дублинская "Олимпия".
В январе 2001 года в Австралии в рамках Big Day Out состоялись концерты PJ Harvey с участием специально приглашенных Go-Betweens.
Но это уже совсем другая история.