Deep Purple - быль, которая стала легендой ч.1
Коллекция редкостей. Эфир от 22.09.2004 г. Александр ВинокуровЭтот английский ансамбль можно считать "самой невезучей группой в мире": один раз на их концерте вспыхнул пожар; в другой — из грузовика вывалился и разбился вдребезги уникальный орган; ударник регулярно терял свою ударную установку, а гитарист непременно заболевал перед гастролями. Апофеоз невезения – декабрь 1971: в день, когда они приехали в швейцарский город Монтрё записывать новую пластинку, сгорела студия звукозаписи. Солидное здание, простоявшее более 100 лет...
Этот английский ансамбль можно считать "самой невезучей группой в мире": один раз на их концерте вспыхнул пожар; в другой — из грузовика вывалился и разбился вдребезги уникальный орган; ударник регулярно терял свою ударную установку, а гитарист непременно заболевал перед гастролями. Апофеоз невезения – декабрь 1971: в день, когда они приехали в швейцарский город Монтрё записывать новую пластинку, сгорела студия звукозаписи. Солидное здание, простоявшее более 100 лет...
И эта группа едет к нам с концертом.
Здравствуйте. У микрофона Александр Винокуров.
Все вышесказанное – уже часть легенды, одной из тех, которые так часто сопровождают популярных людей. Немалую роль в создании подобных легенд играют и сами музыканты. Так и "Deep Purple" – они сами придумали свою легенду и тщательно ей следуют. Я же сегодня к фактам (или вымыслам) приобщу ещё и музыку. В связи с предстоящим визитом в Кемерово идолов современной далеко не молодёжи, предлагаю обратить свой слух на их концертные записи. Сегодня для вас Deep Purple In Concert записи 1970 и 1972 годов.
01 (Strange Kind Of Woman – 9:17)
Рад всех присоединившихся приветствовать. Сегодня программа проходит под девизом – меньше слов, больше дела. Это потому, что вашему вниманию предлагаются концертные записи с неограниченной продолжительностью звучания.
У микрофона Александр Винокуров. В свете надвигающейся бури, эпицентром которого станет СКК "Октябрьский", сегодня слушаем "Deep Purple". Правда, образца 1970 года. А почему "правда"? А почему "образца"? В любом составе "Deep Purple" любим.
Начинали они точно так, как многие другие музыкальные ансамбли. Группу создал в 1968 году органист Джон Лорд. Ну, будем так считать. Он же придумал не слишком оригинальное название "Deep Purple" – «Темно-лиловые». Кроме него, Ритчи Блэкмора и Яна Пэйса, в тогдашний состав входили бас-гитарист Ник Симпер и певец Род Эванс. В том же году группа выпускает свой первый диск – «Тени Дип Пёрпл», включивший в себя в числе прочих прекрасную аранжировку песни Пола Маккартни и Джона Леннона «Помогите» и весьма оригинальную, с интерлюдией в модном псевдовосточном духе, обработку известной народной песни «Хей, Джо». Летом 1968 года выходит сорокапятка «Тише!», принесшая группе популярность в основном в США и ФРГ. В Англии «Пёрпл» хотя и похваливали, но не ценили, и было за что. Следующая пластинка вышла весьма скучной. Маленькая буря, поднятая «Тише!», прошла, и "Deep Purple" стали одной из многих десятков английских групп, выступающих в небольших залах по семь раз в неделю, иногда выезжающих «за деньгами» в богатую Америку и изредка удостаиваемых несколькими строчками в прессе.
Затем выходит «Апрель» с картиной Иеронима Босха на обложке: в среднем темпе, в меру рока, в меру классики, в меру электроники, приятная пластинка, ничего более. Я пишу так кратко о первых годах группы, поскольку ее настоящая история в мире популярной музыки тогда еще не началась. Это только присказка…
02 (Speed King – 7:22)
"Deep Purple" – одна из лучших сценических групп. Ее музыканты избегают дешевых и банальных трюков, они никогда не делали упора на чисто внешнюю сторону шоу – экстравагантную одежду, различные абсурдные выходки, – но их никак не назовешь плохими шоуменами. Своим поведением на сцене «Пёрпл» стараются визуально подчеркнуть характер исполняемой музыки, они не скрывают своих эмоций, заставляют слушателей острее почувствовать песни, «включиться» в них. И это удается «Темно-лиловым» даже перед не говорящей по-английски аудиторией. Все разносторонние музыканты, к тому же идеально сыгранные, «Пёрпл» на концертах пускаются в продолжительные импровизации, и некоторые песни, длящиеся пять минут на пластинке, превращаются на концертах в получасовые сюиты. С другой стороны, группе удалось максимально приблизить звучание на концерте к студийному, пластиночному эталону, что, как говорил Джон Лорд, «всегда было главной задачей группы» и притом очень сложной задачей, учитывая насыщенность дисков «Пёрпл» различными студийными эффектами.
03 (Wring That Neck – 18:59)
Когда готовился к эфиру, чего только не начитался! Много. И Хорошего и плохого. Особенно радуют переводы названий, и до истерики – песен. Особенно с подписью М. Пушкина. Ну, да пусть это останется на её совести.
Ещё вычитал следующее: "Да, "Deep Purple" еще популярны, но популярность их основана на прошлом. Среди групп они по-прежнему занимают и, по-видимому, еще долго будут занимать одно из ведущих мест. Но в масштабе популярной музыки в целом время «Пёрпл» уже миновало". Послушаем!
04 (Highway Star – 8:32)
Середина 69-ого. Два альбома группы в активе. А ситуация парадоксальная – у "Deep Purple" дважды прошли гастроли в США, их пластинки – и синглы, и гиганты – попадали в американские хит-парады, а на родине, в Англии, ансамбль был практически неизвестен. Ни один его диск на Британских островах выпущен не был. В одном из интервью Ритчи Блэкмор сказал: "Нам надоело возвращаться из Америки и слышать со всех сторон: "Кто! "Deep Purple"! Первый раз слышу". И мы решили сделать что-то у себя дома".
Для начала Лорд, Пейс и Блэкмор решили заменить вокалиста Эванса и басиста Симпера Яном Гилланом и Роджером Гловером.
05 (Maybe I'm Leo – 6:17)
"Хард-рок" тогда только набирал скорость. Для миллионов слушателей "крестным отцом" жанра – если не строго хронологически, то духовно – стал
"Deep Purple".
Что отличает "Deep Purple" от многочисленных последователей, так это готовность впитать все новое и интересное, что появляется в других жанрах, открытость другим музыкальным влияниям.
Многие журналисты в своих статьях указывают на сильную сторону текстов группы, но у меня один вопрос – почему на концертах песни звучат в так называемом "нон формат" – не формате – по 15-20 минут. И большую часть песни занимает музыка.
"Deep Purple" – на мой взгляд, группа, в первую очередь высоко-исполнительская (если можно так сказать). Виртуозное владение инструментами (и голосом в том числе), великолепные аранжировки. Хотя некоторые критики считают их упрощёнными. Если сравнивать со Стравинским – добавлю я саркастично. И далее уже серьёзно скажу, что не соглашусь с этим. Тому далее пример. В рОковую схеме всегда присутствуют элементы классической музыки. Широко и виртуозно используется орган в качестве солирующего, наравне с электрогитарой, инструмента.
06 (Never Before – 4:34)
Вернёмся несколько назад. В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень интересную картину. Отходила в прошлое "Власть цветов" – вершина движения хиппи. Неожиданный успех выпал на долю "Статус кво", ансамбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Мэри Хопкин записала сингл "Вот это были деньки", английский вариант нашей "Дорогой длинною", – самую известную свою пластинку. "Битлз" выпустили "Леди Мадонну", двойной "белый" альбом, сорокопятку "Хей, Джуд". Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным проектом – музыкой к фильму "Стена чудес", Джон Леннон и Иоко Оно издали скандальный диск "Два девственника". Прошли первые выступления групп "Флитвуд Мэк", "Джетро Талл" и "Тен йерз афтер", начались репетиции "Лед Зеппелин"; "Роллинг Стоунз" выпустил "Банкет нищих", стремительно взлетел в хит-парадах первый сингл Джо Кокера.
И вот в этот котёл английской рок-музыки некоторые решились добавить острого соуса. В феврале 1968 года три английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. Блэкмор в детстве учился играть на классической гитаре, потом увлекся рок-музыкой, играл со многими мелкими непрофессиональными ансамблями. Барабанщик Ян Пейс, которому едва исполнилось к тому времени 20 лет, уже с начала шестидесятых годов играл с различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал классическую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, часто играл с джазовыми ансамблями и рок-группами, всегда стремясь найти пути и способы сочетания своих увлечений классикой и эстрадой. Кто скажет, что в их музыке, музыке "Deep Purple", нет замеса на классике.
07 (Space Truckin' – 21:46)
Кто-то может мне поставить в вину, мол-де, о таких группах как "Deep Purple" уже написано даже лентяями. Ну, так я вам отвечу. Варианты биографий "Deep Purple" разной степени подробности существуют во множестве. Наиболее авторитетным остается знаменитое издание "Deep Purple. The Illustrated Biography by Chris Charlesworth", ставшее настоящим букинистическим раритетом, предметом вожделения многих любителей группы.
Большая часть того, что написано и опубликовано (в сборниках, эссе, на фанатских сайтах и т.д.), так или иначе, пересказывает содержание этого библиографического реликта.
Даже знаменитые выпуски "Рок-посевов" господина Новгородцева, посвященные Deep Purple – не что иное, как талантливая адаптация упомянутой книжки для радио-эфира.
Была, да что была… есть ещё книженция с мощным логотипом "Радио Европа плюс" (что само собой несуразно) на обложке. Этот текст принадлежит перу Артемия Троицкого. Качество – подпольное. Так вот, сие издание являет образец того, как не надо делать. И хотя отказать А. Троицкому в том, что он является авторитетным знатоком музыки невозможно, но подобная продукция была хороша лишь в период информационного безрыбья и отсутствия интернета. Были ещё издания, но менее распространённые среди поклонников. А про англоязычные я умолчу.
А этом, всё. Лучше слушайте музыку, которая вам нравится.
08 (Lucille – 7:20)