Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Группа Cream - непрерывная импровизация.

Коллекция редкостей. Эфир от 14.01.2004 г. Александр Винокуров

Рок – вот слово, которым сейчас принято называть все что угодно и ничего конкретно одновременно. Даже обычное дребезжание гитар зачастую называют этим словом. В Америке, к примеру, рок-музыкантами почему-то считаются и Майкла Джексона, и Мадонну, и Linkin Park. Словом, сказать "рок" – не сказать ничего. Надо обязательно уточнить, что конкретно ты имеешь в виду. Тем более, в наше время, когда под словом "рок" обязательно поймут – "поп".

Рок – вот слово, которым сейчас принято называть все что угодно и ничего конкретно одновременно. Даже обычное дребезжание гитар зачастую называют этим словом. В Америке, к примеру, рок-музыкантами почему-то считаются и Майкла Джексона, и Мадонну, и Linkin Park. Словом, сказать "рок" – не сказать ничего. Надо обязательно уточнить, что конкретно ты имеешь в виду. Тем более, в наше время, когда под словом "рок" обязательно поймут – "поп".

Всем здравствуйте. У микрофона Александр Винокуров.

Сегодня, в первую очередь, приглашаю прильнуть к радиоприёмникам тех, кто не имеет представления о "прогрессивном роке" (или "прогрессивном блюзе", или блюз-роке) – его по-разному называют и для кого имена Саймон Эшер Брюс, Питер Бэйкер и Эрик Патрик Клэпп ничего не говорят. Меломаны же со стажем уже поняли, что речь пойдёт о британской группе "Cream" ("Сливки").

01 (Born Under A Bad Sing – 3:07)

"Cream" – одно из первых в истории рок-музыки “пауэр-трио”, состоящее из гитариста Эрика Клэптона, басиста Джека Брюса и барабанщика Джинджера Бейкера. Их музыку нельзя назвать хард-роком в чистом виде, скорее это вариант блюз-рока с оттенком психоделии, и заметно утяжеленным гитарным звуком и буйной экспрессивностью подачи.

Сценическое представление группы было построено на почти непрерывной импровизации, в процессе которой Бейкер и Клэптон словно бы соревновались в виртуозности, но это не было монотонным психоделическим экспромтом – наоборот, от музыкантов исходила невиданная энергетика, или, как это принято называть, драйв. Драйв – то есть, по сути, исполнительская экспрессия – стал для хард-рока основополагающей категорией. Несомненно, и бит, и психоделия несли в себе мощный энергетический заряд, однако лишь хард-рок возвел эту музыкальную категорию в абсолют. Почин “Крим” был продолжен знаменитым британским хард-роковым триумвиратом – группами “Дип пёрпл”, “Блек сэббэт” и “Лед зеппелин”.

02 (Deserted Cities Of The Heart – 3:37)

В апреле 1966 года тяготевший к джазу барабанщик Джинджер Бейкер увидел выступление Эрика Клэптона в составе группы Джона Мейолла Bluesbreakers. Кто-нибудь помнит, кто такой Джинджер Бейкер? Сегодня этот английский ударник малоизвестен рок-публике. А ведь именно он стал инициатором создания "Cream". Хотя во многом и шёл на поводу у Клэптона. Захотел Эрик работать с Джеком Брюсом, пригласили Джека Брюса. Хотя у Бейкера была масса причин сказать нет. Был у него опыт работы с Брюсом в группе легендарного клавишника Грэхема Бонда, ученика Алексиса Корнера. Это было в 1963 году.

По желанию Клэптона же "Сream" было запланировано как блюзовое трио, "как Бадди Гай с ритмической секцией". В июле 1966 года группа впервые выступила на Уиндзорском джаз-блюзовом фестивале. Популярность трио стремительно росла, хотя для знающей рок-публики это не было удивительным – все три музыканта уже успели подтвердить свою принадлежность к английским инструментальным "сливкам".

03 (Deserted Cities Of The Heart – 3:24)

Рад всем, кто присоединился к нашему сообществу меломанов-любителей и профессионалов. У микрофона Александр Винокуров.

Наверное, у многих в коллекции есть некоторое количество альбомов, на которые посмотришь и скажешь себе – это я знаю, это я помню, послушаю-ка я вот это. А потом выясняется, что свои любимые пластинки ты не слушал лет пять, может и все десять. Так произошло у меня с группой "Cream". Вроде бы – что нового. А выясняется, что много нового. Нынче так ЕЩЁ не играют. (Какой я оптимист).

В бурлящие 60-е, когда за концерт платили 50 фунтов и пива сколько хочешь, слово "супергруппа" ещё не было известно. Зародышем такого понятия стоит считать объединение легендарных английских инструменталистов Эрика Клэптона, Джека Брюса и Джинджера Бейкера. Итак. Сегодня слушаем "Best of Сream".

04 (Wraping Paper – 2:19)

А первый же сингл "Cream", написанный Брюсом в соавторстве с поэтом Питом Брауном, “Wrapping Paper”, стал всеанглийским хитом в категории “поп”.

Ведомые известным менеджером Робертом Стигвудом, Cream дебютировали в августе 1966 года на Виндзорском фестивале - выступление новой группы произвело фурор.

Клэптон – блюзовый гитарист, Брюс – джазмен, а корни Бейкера лежат в рок-н-ролле – пожалуй, это объясняет оригинальное звучание "Cream" на их первом альбоме – Fresh Cream. В целом, пластинка вехой в современной музыке не стала – 39-е место в США и 6-е в Великобритании. Но угодила многим. Блюзовая классика – “Spoonful” Вилли Диксона, “Four Until Late” Роберта Джонсона и “Rollin' And Tumblin'” Мадди Уотерса сумела весьма жарко распалить поклонников блюза.

05 (Spoonful – 6:27)

"Cream" были единственными, кто рискнул гастролировать и записываться в виде трио, без второй гитары и модных тогда электроорганов. Ну, может быть не единственными. Слукавил. Конечно же, надо помнить о подобном поступке со стороны Джимми Хендрикса и его "Experience". Но сегодня речь идёт о бритонских рыцарях рок-музыки. Почему же оказалось такое возможным? А благодаря высокой инструментальной технике и смелому мышлению: в то время ни один роковый басист не пытался играть, как Брюс – его басовая линия далеко ушла от простейших четырёхдольных тактов рок-н-ролла, она стала наполненной риффами, с разработкой антимелодии к гитаре Клэптона. Да и Бейкер с помощью своей импозантной техники и очень осмысленно во всём звуковом объеме готовил идеальную почву для расцвета буйной фантазии Джека.

06 (Crossroads – 4:13)

“Disraeli Gears” – так назывался второй альбом "Cream". Бенджамен Дизраэли был знаменитым британским политиком 19 века. Он прославился своим красноречием. Для записи был приглашен продюсер и музыкант Феликс Паппаларди. "Disraeli Gears" стилистически весьма отличается от первого диска "Cream". Многих пуристов блюза он разочаровал. При этом, в США альбом достиг пятого места, а на родине музыкантов был шестым. Здесь в полной мере раскрылся поэтический дар Пита Брауна и композиторский талант Джека Брюса – в соавторстве они написали один из величайших хитов рока “Sunshine Of Your Love” (5-е место в США, 25-е место в Великобритании).

07 (Sunshine Of You Love – 4:08)

У супер-группы не может быть проходных композиций по определению, но если очень сильно захотеть, и на втором альбоме можно найти слабые места, например, песня Бейкера "Blue Condition". Зато Эрик Клэптон остроумно переаранжировал композиции Алберта Коллинза “Crosscut Saw” и “Strange Brew”. Последняя относится к лучшим роковым творениям 60-х годов, отлично сочетая новизну, вкус, актуальность и приятность.

В целом, качество альбома значительно перекрывало рамки принятого в те годы стандарта, что отразилось на положении пластинки в хит-парадах Англии и США: в обеих странах “Disraeli Gears” вошел в Тор 5. А в Америке стал золотым, что для группы, которая из 11 песен сочинила полных девять (из которых пять на счету Брюса) на путях поиска собственного стиля, стало полным удовлетворением.

08 (Strange Brew – 2:45)

Единственной оригинальной блюзовой композицией на втором альбоме "Cream" была “Outside Woman Blues” – шедевр гитарного стиля “боттлнек” Джо Шепперда, более известного, как Блайнд Джо Рейнолдс (Слепой Джо (Вилли) Рейнольдс). Бродячий блюзмен, который, как говорили, был объявлен в розыск в трех штатах за различные проступки перед законом. Рейнольдс ослеп от огнестрельного ранения в лицо, которое получил, задолжав крупную сумму карточного долга. Ему ничего не оставалось, как всецело посвятить себя музыке. Это было в начале 20-х гг. Ни одна запись Рейнолдса не стала крупным хитом и не имела крупного коммерческого успеха, пожалуй, за исключением “Outside Woman Blues”в исполнении "Cream".

09 (Outside Woman Blues – 2:24)

В 1968 году наступает кульминация карьеры "Сream". Каждый из членов группы победил в соответствующем разделе ежегодной анкеты. Концерты являлись главной приманкой для английской и американской публики, и толпы слушателей набожно внимали 15-минутным импровизациям трио. Все это отлично документируют концертная половина двойника Wheels of Fire и часть записей последнего альбома Goodbye – продолжительные композиции, в которых группа необыкновенным способом разворачивала свою изобретательность. При прослушивании последних записей нельзя не заметить, что именно Джек Брюс своим ворчливым, форсированным тоном охарактеризовал стиль целого поколения музыкантов. То же самое можно сказать о его игре на духовой гармонике. Было бы несправедливо не отметить оригинальный ударный стиль Бейкера и прекрасное солирование Клэптона. Композиции имели необычайную мелодичность, изобретательную аранжировку. Альбом Wheels of Fire стал платиновым и принес членам группы доход в два миллиона фунтов стерлингов.

10 (Sitting On Top Of The World – 4:49)

Тандем Джек Брюс и Пит Браун продолжал плодотворно работать. Они собирались "по-быстрому", в коротких перерывах между гастролями. Джек наигрывал на гитаре или пианино и пел тему, а Пит в это время набрасывал слова.

Своими стихами Браун привносил еще больше загадочности в музыку Брюса. Например, White Room (68-й год. Wheels Of Fire):

В белой комнате

С черными занавесями

Рядом со станцией

Серебряные кони

Настигали лунные лучи

В темных глазах.

Деревни из черных крыш.

Не золотые тротуары.

Уставшие скворцы.

Восход улыбается

Твоему уходу

От моего умиротворения.

Я жду в этом месте.

Где солнце никогда не светит.

Я жду в этом месте.

Где тени сбегают

Сами от себя...

11 (White Room – 4:56)

Сам Пит Браун объяснял "неконкретность" своих текстов тем, что в отличие от других, не "проводил" наркотические ощущения через песню. Все, что старался – это использовать оставшиеся в голове впечатления и образы от просмотра миллиона фильмов.

Другой блюзовый сингл – Politician подтвердил хитоспособность дуэта. Текст был навеян впечатлениями от такой анархической личности, как Грэхем Бонд. Во всяком случае, вряд ли можно найти лучше слова для блюза, чем начало песни "Политик":

Эй, детка, полезай

В мою большую черную машину

Эй, детка, полезай

В мою большую черную машину

Я хочу сейчас показать тебе,

В чем суть моей политики...

12 (Politician – 4:10)

В мае 1968 года Эрик Клэптон высказал мнение, что творческий путь "Cream" подходит к финишу, так как их прогресс в целом сбился с пути. 26 ноября в "Ройял Элберт Холле" состоялся прощальный, эмоционально необычайно насыщенный концерт трио, аншлаг на который был за две недели.

"Живые" альбомы, выпущенные после распада группы, не имели успеха у критики и практически не раскупались. Главным образом из-за того, что манера группы вышла из моды. Но как это актуально сейчас.

Хотя распад "Cream", как было объявлено, произошел по личным причинам, многие годы после журналисты тщетно гадали, почему это случилось. Наверное потому, что “звезды” с трудом уживаются под одним небом – о взаимоотношениях музыкантов в то время можно судить по одному лишь факту: во время гастролей Клэптон, Бейкер и Брюс всегда останавливались в разных отелях и на концерты добирались также раздельно.

13 (Sweet Wine – 3:55)

В конце 1968 года было официально объявлено о роспуске "Cream" – перед этим прошли “прощальные” гастроли по США и Великобритании; вышедший уже после распада группы альбом “Goodbye”, по иронии судьбы, стал единственным альбомом "Cream", возглавившим национальный хит-парад (в США - 2-е место).

В 1973 году о распаде команды резко выразился Джинджер Бейкер. Он сказал, что "Cream была его группой. Он её основал и платил по 20 фунтов стерлингов за репетиции. Что все договаривались делать всё коллективно, но его вещи просто отвергались. Что это именно он привел Пита Брауна, чтобы тот написал текст для первой песенки. В конце концов, говорят, что Клэптон и Брюс хотели поменять ударника. Интересно, почему до этого не дошло?

14 (Those Were The Days – 2:53)

Несмотря на творческие противоречия, все годы после распада "Cream" Эрик Клэптон сотрудничал с Джеком Брюсом, правда, это редко когда становилось известно музыкальным критикам и обозревателям – в силу различных причин, Брюс, как правило, играл на пластинках Клэптона анонимно. Ритм-секция бывшего Cream попыталась воссоединиться в составе группы Courtney Pine – Брюс и Бейкер даже сыграли на джазовом фестивале Nice Jazz Festival, – но попытка эта оказалась безуспешной. "Cream" можно с полным основанием считать самой лучшей – и самой технически изощренной – группой в истории мирового рока.

А 12 января 93 года состоялось занесение "Cream" в Зал Славы Рок-н-Ролла в отеле "Сентрал Плаза" в Лос-Анджелесе. "Cream" собрались вместе впервые после их прощального концерта в лондонском "Элберт-Холле" в ноябре 68 года. Это было событие, которого, без преувеличения, ждал весь рок-мир. "Cream" – это не только три конкретных фамилии. Это и подсознательная интуитивная связь между ними, которая, не имеет категории времени. Это именно то, что делает великолепный ансамбль великим.

Показать текст программы целиком