Guzei.com - сайт о радио

Обсуждай

Чтобы отправить сообщение, авторизуйтесь
через социальную сеть, блог, сайт
(если не видите кнопки авторизации - отключите AdBlock)
Скоро в эфире:

Stranglers - они делали только то, что нравилось им самим

Коллекция редкостей. Эфир от 18.02.2004 г. Александр Винокуров

Эта группа не имеет культового статуса. Она не записала ни одного мульплатинового диска. Музыканты так и не стали голосом своего поколения (только потому, что были вне поколения). Они делали и делают только то, что нравится им самим.

Эта группа не имеет культового статуса. Она не записала ни одного мульплатинового диска. Музыканты так и не стали голосом своего поколения (только потому, что были вне поколения). Они делали и делают только то, что нравится им самим.

Здравствуйте. У микрофона Александр Винокуров. И сегодня приглашаю к радиоприёмникам любителей британского пост-пака. Речь пойдёт о Stranglers. Кому-то они знакомы более чем хорошо, а кому-то и вовсе неизвестны. Такие уж они – команды, остающиеся вечно вторыми.

01 (Always The Sun)

Stranglers меняются от альбома к альбому. От песни к песне. Размеренный ритм-н-блюз сменяется рок-н-роллом, потом хард... почти панк... и баллада... иногда слышишь отголоски Хендрикса... аллюзии с Doors. Но всё же корни их в панк-роке времён Sex Pistols и Clash. Смешивание всех компонентов в единый коктейль придаёт аромат ретро и сохраняет напор и ярость раннего бунтарства. Часто бунтарство переходит в жёсткую иронию и стёб над всем тем, что мешает самовыражению. Есть команды, которые делают громкое имя, размахивают призами Грэмми, вывешивают свои грязные трусы в Зале Славы Рок-н-ролла. А есть Stranglers – они не стали рупором недовольной толпы, может быть, они больше ценят свою музыкальную свободу?

02 (European Female)

Всем присоединившимся к честной компании любителей рок-музыки – большой привет. У микрофона Александр Винокуров.

Если вы не знаете, что объединяет Хью Корнвелла, Джета Блэка, Жан-Жака Бурнеля и Дэйва Гринфилда, но сгораете от любопытства, то имеет смысл задержать на некоторое время у радио приёмников. Все они музыканты. И все они играли в одной британской группе. В группе безумно популярной в конце 70-х, но забытой в наши дни. Не имею права томить вас более, речь идёт Stranglers.

03 (Something Better Change)

Наряду с The Jam Stranglers могут с полным правом считаться основателями пост-панка. Хотя, как и все нормальные люди начинали с рок-н-ролла. Гитарист и вокалист Хью Корнуэлл в детстве открыл для себя Эдди Кокрэна, а рок начал играть в клубах Северного Лондона в середине 60-х. Тогда он был порядочным и вёл здоровый образ жизни – отвергал модное амфетаминовое подстегивание. С высшем образованием, работы для себя в Англии так и не нашел. И отправился выпускник бристольского университета заниматься научной работой в Швецию. Устроился в Гетеборге в госпиталь и в научном отделе вел биохимические изыскания. Но понял, что славы Менделеева ему не достичь и увлекся музыкой – сколотил банду из четырех человек под названием "Johnny Sox". Зашибал с коллективом по вечерам деньгу в ресторанах, а днем спал в лаборатории посреди колб и препарированных мышей. Больше трех лет такой жизни Хью Корнуэлл не выдержал и вернулся в Англию. В начале 1974-го перебрался в Лондон. С этого момента начинается история Stranglers.

04 (Strange Little Girl)

Stranglers Хью Корнуэлл организовал вместе с бывшим джазовым ударником Джетом Блэком, который ради музыки пожертвовал выгодной торговлей ликерами. Решили они сообразить на троих. И на счастье встретился им Жан-Жак Брунель. Он был сыном нормандского ресторатора, преподавателем колледжа, закончившим исторический факультет Брэдфордского университета. Больше того, Бурнель был членом Лиги молодых английских анархистов, обладателем черного пояса по каратэ и поклонником известного японского националиста Юко Митима, покончившего с собой при неудачной попытке переворота. Тем не менее, Жан-Жак вполне неплохо владел четырехстрункой и потому был представлен Хью (через общего приятеля) в октябре 1974 года. Начинала троица в городе Чиддингфорд, графства Суррей, под названием THE GUILDFORD STRANGLERS.

05 (Skin Deep)

Стартовый репертуар Stranglers включал нетленки Эдди Кокрэна, Чака Берри и других рок-н-ролльщиков. Но музыкальные пристрастия участников были нестандартными и разнообразными, и все сходились на желании исполнять мощный и мрачный гитарный рок. Было принято решение расширить состав и группу доукомплектовали шведским гитаристом Хансом Вормлингом. Но не заладилось что-то. Вормлинг вскоре отбыл на родину. В мае 1975 г. "Melody Maker" разместили объявление о том, что "софт-роковая" группа ищет клавишника. Откликнулся Дэйв Гринфилд. Он долгое время играл для американских солдат, расквартированных в ФРГ и пресытился этим. Его "сверлящие" клавиши были так необычны, что он был принят в группу безоговорочно. Да и будущие коллеги Дэйву настолько понравились, что он тут же согласился с тем, что играть придется вовсе не софт-рок.

06 (Nice In Nice)

Начиная с 1975 года, Stranglers быстро набирали обороты. Выступали в солидных лондонских пабах. После года клубных концертов они дебютировали на большой сцене 29 февраля 1976 г. и сразу пришлись по душе поклонникам панка своей мрачной энергетикой. В конце концов, в декабре 1976-го трудолюбие музыкантов привело к подписанию контракта с "United artists". Совместные концерты с "Ramones" и с Патти Смит добавили группе известности в альтернативных кругах, и первый альбом " Rattus Norvegicus" 7 мая 1977 г. поднялся до 4-й позиции в чартах. Стоит заметить, что первый же широкий концерт Stranglers в театре "Рэйнбоу", где ансамбль предварял выступление Climax Blues Band, вызвал возмущенные отклики в прессе. Это случилось не в последнюю очередь из-за того, что на штанах Корнуэлла было выведено матерное слово. Два года продолжалась почти открытая война четырех панков с консервативной частью аудитории. В прессе их забрасывали грязью, муниципалитеты запрещали концерты. Особенное возмущение вызывал откровенный сексуальный и антифеминистский подтекст песен. Авторами всего репертуара были Корнуэлл и Бурнель.

07 (Peaches)

Итак, Stranglers быстро стали притчей во языцах в журналистских кругах. Они меньше всего годились в герои Melody Maker, ибо каждым своим выступлением почти автоматически навлекали на себя враждебную реакцию изрядной части британской прессы. Идейно Stranglers можно было отнести к анархистам – и от их темперамента, и от их артистических приемов изрядно попахивало бакунизмом (одно из течений анархизма, связанное с именем Михаила Бакунина. Это были крайнии индивидуалисты, которые проповедовали абсолютную свободу личности), и трудно было избавиться от впечатления, что их аудитория не закосневшие в конформизме цивилизованные одиночки, а безудержные в своих эмоциональных проявлениях варвары. Эти идеалисты и экстремисты, почти фанатики, в другие времена могли бы оказаться персонажами Достоевского.

08 (Big In America)

Особое положение Stranglers в панк-роке объяснялось тем, что именно они вместе с Элвисом Костелло, начали демонстрировать не только новый стиль жизни, но и новую музыку. Как когда-то Doors, они исполняли произведения изобретательно выделанные, понятные лишь посвященным и одновременно обладающие значительным коммерческим потенциалом. С другой стороны, их банальный стриптиз и меркантильная поза часто вызывали сравнения с похотливым сатиром.

А сравнение с Doors неслучайно. Stranglers применяли клавишные, что для панков было огромной редкостью.

09 (Walk On By)

Для панков первого поколения "новой волны" музыка Stranglers была вовсе нетипичной, хотя сохраняла характерную агрессивность и обозначала, скорее, пути перерождения этого направления. Их песни обнаруживали много мелодичности (что для панков было большой редкостью) и очень хорошую вокальную работу.

Дебютный диск Stranglers в прессе сравнивали с дебютом Clash, в музыкальном плане преимущество отдавали Stranglers, а о текстах New Musical Exрress писал: "В сравнении с лирикой Clash этот альбом слишком многословен. Этот грех был бы простителен, если бы был связан с любовью к людям или политическими побуждениями. Однако их политическая программа является только позой и ни чем иным". В Британии было продано четверть миллиона экземпляров Rattus Norvegicus и не удивительно, что фирма решительно настаивала на закреплении успеха. Альбом No More Heroes вышел в конце того же года.

10 (No More Heroes)

В сравнении с дебютным No More Heroes был гораздо более цельным и проработанным и почти не имел слабых мест, что было удивительным, поскольку песни для обоих пластинок записывались практически в одно время.

О музыкальном уровне группы той поры лучше всего говорит тот факт, что она в анкете Melody Maker 1977 года была названа "лучшей надеждой года". Однако в жизни не все складывалось хорошо - во многих городах Англии им было отказано в выступлениях, главным образом, из-за инцидентов.

Стиль ансамбля понемногу меняется. Во-первых, Гринфилд стал использовать вместо органа синтезатор. Stranglers отвели гастроли по Швеции, Голландии, Японии и США и подготовили диск Black and White. Он вышел в мае 1978 года и одновременно с его изданием группа начала в Рейкьявике свои кругосветные гастроли. В звучании вперед выдвинулась ритм-секция, а в содержании в соответствии с названием, хватало и белого, и черного. Реакция истеблишмента была соответствующей – аресты, угрозы тюремного заключения, запрещения трансляции по БиБиСи.

11 (96 Tears)

Многим нравились апокалипсические амбиции и барочные отголоски в музыке Stranglers, а их высокая квалификация позволила группе удержаться на плаву, когда схлынула волна панка. Их успех продлился весь 1977 и даже 1978 год, но на следующие два года ансамбль ушел в тень. В этот период законники были особенно беспощадны к парням и в Ницце их даже засадили в тюрьму.

Альбом The Raven был записан в июле 1979 года. Он вполне напоминает студийный предшественник Black and White, но гораздо пестрее и мелодичнее. Добавилось сольных партий, главным образом на синтезаторе, чей звук был тогда у группы характеристичным. Из всех дисков у ансамбля этот самый прогрессивный, на нем найдем и типичные песни вроде Duchess.

12 (Duchess)

В 1980 году Корнуэлл на три месяца за хранение наркотиков попал в тюрьму. Свои впечатления от пребывания там он описал в книге "Информация изнутри".

В конце того же года ансамбль вернулся на концертную сцену – времена изменились, панк оказался почти забытым, а чартами овладели группы электронной музыки. Коллектив должен был отреагировать на новые веяния, но их новым творениям не хватало прежней изобретательности.

Альбом LaFolie микшировал бывший продюсер записей Дэвида Боуи Тони Висконти – на нем замечательный звук, но не хватает идей. Сотрудничество с Висконти не было случайным, еще раньше Корнуэлл заявлял, что одним из самых любимых его альбомов является Ziggy Stardust. Здесь бас Бурнеля отступает, а вперед выходит чистый звук клавишных Гринфилда, улучшился вокал. Над средним уровнем значительно возвышается сингловый хит Golden Brown. В этой песне не было ни малейшего намека на черные кожаные одежды Stranglers, на ставшее привычным жесткое ритмическое обрамление – это был легкий летний вальс, с удовольствием принятый и теми, кто никогда раньше не слышал их песен. Сингл добился второй позиции в английских чартах и стал очень успешным почти во всем мире.

13 (Golden Brown)

Всегда непредсказуемые, Stranglers потенциально были одним из сильнейших коллективов 80х годов – однако в США аудитория осталась к ним практически равнодушной. Склонность к наивной политической философии и перепалкам с масс-медиа не играют им на руку, но талант и оригинальность искупают многие их недостатки. Но после лонгплея Aural Sculрture коммерческий успех отвернулся от ансамбля. Лишь через четыре года они в своем старом стиле протащили в верхнюю часть чартов ремейк песни All Day and All of the Night группы Kinks.

14 (All Day And All of The Night)

Показать текст программы целиком