Kurt Weill. Мастер плакатно-пародийного театра
Коллекция редкостей. Эфир от 16.01.2008 г. Александр ВинокуровЯ приветствую всех, кто любит музыку. Приветствую тех, кто хотя бы раз в неделю откладывает все текущие дела, забывает о рутине и погружается в мир звуков и мелодий, где всегда уютно, комфортно, а главное душевно. Здравствуйте. В студии Александр Винокуров. Итак, наш проигрыватель уже включён и набирает обороты. На нём стоит пластинка. Осталось дело за малым — опустить тонарм и перенестись в Германию конца 20-х годов прошлого столетия.

Я приветствую всех, кто любит музыку. Приветствую тех, кто хотя бы раз в неделю откладывает все текущие дела, забывает о рутине и погружается в мир звуков и мелодий, где всегда уютно, комфортно, а главное душевно. Здравствуйте. В студии Александр Винокуров. Итак, наш проигрыватель уже включён и набирает обороты. На нём стоит пластинка. Осталось дело за малым — опустить тонарм и перенестись в Германию конца 20-х годов прошлого столетия.

01. Steve Weisberg — Mahagonny Songspiel (00:47)
Это музыка Курта Вайля. Или Вейля, если хотите. Моему слуху приятен первый вариант произношения. Это великий композитор. Нет, я серьёзно. О нём снимают фильмы. По сию пору на сценах по всему миру идут оперы, написанные им в соавторстве с Брехтом. Его «зонги» (кстати, это слово в обиход ввел именно Вайль) исполняют лучшие люди музыкальной сцены — Бликса Баргельд, Удо Линденберг, «Текиладжазз». Одна Уте Лемпер чего стоит. Её голос сравнивают с рычанием тигра и пением ангелов, а ее саму называют дивой и «одной из самых эффектных и экзотичных певиц». По мнению многих критиков, Лемпер — лучшая исполнительница песен Курта Вайля.
К сожалению, на этом виниле «Lost In The Stars» нет голоса Лемпер. Но есть масса других не менее авторитетных имён. К примеру, Стинг. Он исполняет самую известную арию, самой известной оперы Брехта и Вайля — арию Мэкки-Ножа.
02. Sting — The Ballad Of Mac The Knife (02:50)
Кстати, Стинг создал свою версию песни Мэкки-Ножа для этого альбома в большей степени для того, чтобы не ослабело внимание к его творчеству. Ведь Стинг тогда только-только начал давать сольные концерты, это был 1985—1986 год. «Трехгрошовая опера» и песенка о бандите по прозвищу Мэкки-Нож сделала имя Курта Вайля бессмертным. Да, это он ввел во все языки мира корявое, но такое хлесткое немецко-английское слово «зонг». «Зонг» — это «песня», но для тех, кто называет доллары «баксами», полицейских «легавыми», а женщин «чувихами».
Далее еще один фрагмент из вышеупомянутого произведения в исполнении уже The Fowler Brothers.
03. The Fowler Brothers — The Cannon Song (02:15)
Брюс Фоулер — знаменитая личность в кругах любителей прогрессивной музыки 1970-х. А главное — уважаемая. Да и вообще, состав участников, принимавших участие в записи альбома «Lost In The Stars», впечатляет. К примеру, балладу солдатки (жены солдата) исполняет Мэриэнн Фэйтфул. Многим она известна как подружка Мика Джаггера. Фэйтфулл первой исполнила композицию Мика Джаггера и Кита Ричардса «As Tears Go By» (они дебютировали как авторы), которая вошла в хит-парады и Англии, и США. 1964 год. Пробовала себя как драматическая актриса. Играла в театральных постановках пьес Шекспира и Чехова. Снялась в главной роли в двух фильмах «Девочка на мотоцикле» (с Аленом Делоном) и «Я никогда не забуду Whatshisname (её имя)».
04. Marianne Faithfull — Ballad Of The Soldier`s Wife (04:25)
Мэриэнн Фэйтфулл — английская певица и киноактриса. Один любопытный факт. Она родилась в семье австрийской баронессы из рода Фон Захер-Мазох — бытует мнение, что термин «мазохизм» вышел из недр этого славного семейства. Но мы всё больше о духовном. В частности, о музыке Курта Вайля.
Он ковал стиль и приемы всей эстрады из ржавого железа немецкой песенной традиции. И шел в гору. Одно плохо: начался национал-социализм и трения с тупоухими новыми властями. И все резко изменилось в истории «полулегкой музыки». На самом деле — музыки, которая хочет только казаться легкой, а мыслит и чувствует всерьез.
05. Van Dyke Parks — Johnny Johnson Medley (05:42)
Свою трактовку Вайля предложил известный американский композитор — Ван Дайк Паркс (клавесин, фортепьяно, челеста). Он работал с Beach Boys, U2, Капитаном Бифхартом, Френком Заппой. Да много с кем. Следующий «зонг» называется «Песня Алабамы». Он из оперы «Махагони», но о ней позже.
07. Ralph Schuckett — Alabama Song (04:29)
Самым серьезным исследователем творчества и биографии Бертольда Брехта, по-видимому, является американский профессор Джона Фьюэджи. Он посвятил делу своей жизни более тридцати лет, в результате чего издал книгу о Брехте на 848 страниц. Он опросил сотни людей в ГДР и Советском Союзе, близко знавших Брехта. Выводы, к которым он пришел, являются шокирующими. Великий немецкий драматург Бертольд Брехт… почти ничего не написал сам из своих произведений, а пользовался талантами своих секретарей, которые одновременно были и его любовницами. Многолетние исследования позволили американскому профессору сделать вывод, что автором «Песни Алабамы» является одна из литературных секретарей Брехта — Элизабет Гауптман.
Что же касается Вайля, то он-то писал по-настоящему, причем на самые разные темы. И скрытой язвительности в его музыке было более чем предостаточно. У Вайля есть и простодушный балет с пением «7 смертных грехов», и совсем неплакатные вещи вроде «Берлинского реквиема», и тонкие, щемящие душу песни «не для всех», и симфонии, и бритвенно-острый скрипичный концерт.
08. The Armadillo String Quartet — Youkali Tango (04:43)
В конце 1920-х годов в Берлине встретились два человека, рождённых для театра. В скупо обставленной мансарде на седьмом этаже жил Бертольт Брехт — поэт, драматург, режиссер, политик и философ. Сюда по крутой лестнице спешил молодой композитор Курт Вайль — немец по происхождению, сын кантора, получивший классическое образование. День и ночь слышался резкий настойчивый голос Брехта, иногда он брал в руки гитару, декламируя нараспев страницы поэтического текста. Вайль безмолвно слушал, комментируя музыкальные импровизации друга короткими сочувственными смешками.
09. John Zorn — The Little Lieutenant Of The Loving God (05:24)
Как мне кажется, Джон Зорн в своей версии просто, грубо показал как был по своей сути Вайль. Людям склада Карла Орфа (был такой немецкий композитор и педагог, патетичную музыку писал)… вот таким людям все это кажется антинародной смесью формализма и популярщины. Но они мало что смыслят в иронии, у них вообще всегда были неразрешимые проблемы с чувством юмора. Никто не знает, как бы Курт Вайль стал писать, проживи он не 50 лет, а хоть чуточку дольше… Может быть, про Мэкки-ножа все бы забыли, как про однодневку. А так — есть просто факт, и он не хорош, не плох, а просто-напросто неопровержим: кто один раз услышал вайлевские три ноты на четыре ровные четверти, может легко забыть имя бандита, сценариста, сочинителя, но ноты будет напевать даже на смертном одре.
11. Lou Reed — September Song (04:19)
Лу Рид только что исполнил «Песню сентября». Этого музыканта представлять никому не надо. Зато имеет смысл кое-что поведать о другом человеке — Карле Блей. Урожденная Карла Борг — американская джазовая пианистка, композитор, аранжировщик, органистка. Она была дочерью органиста и учителя музыки. Вышла замуж за пианиста и композитора Пола Блея, под влиянием которого увлеклась авангардным джазом. Тут понятно, гуда дорожка повела. Девушка энергичная — организовала в Нью-Йорке «Гильдию джазовых композиторов». Организация всячески поддерживала молодых джазменов-авангардистов. Успешно руководила совместно с Мантлером возникшим при гильдии «Оркестром джазовых композиторов» — одним из наиболее значительных биг-бэндов авангардного джаза.
12. Carla Bley — Lost In The Stars (06:15)
Прекрасно исполнено. Карла Блей довольно плодотворно сотрудничала со многими известными музыкантами: это Дон Черри, Рэнди Бреккер, Гил Эванс, Гэри Бертон. Фамилий — миллион. Да, кстати, «креативный джаз» («сценическое» направление) — это её изобретение. Я же говорю, что исполнители как на подбор. Взять того же Тома Уэйтса.
13. Tom Waits — What Keeps Mankind Alive? (02:14)
Том Уэйтс. Пожалуй, один из последних битников — он всегда уверял, что року предпочитает джаз, а в литературе его сердце отдано Джеку Керуаку и Чарльзу Буковскому. В представлении не нуждается. Но всё же. Начал выступать с собственными песнями в клубе «Трубадур» в Лос-Анджелесе в 1969 году, там его услышал менеджер Фрэнка Заппы и предложил ему свои услуги и финансовую поддержку. Уэйтс исполняет свои собственные песни. А его не перепевал только ленивый. Тот же Гарик Сукачёв. Ну, да о Вейтсе рассказано мной немало. Имеет смысл кое-что поведать о Дагмар Краузе. На этом альбоме ей принадлежит исполнение «зонга» Сарабайя Джонни. Из оперы «Happy End».
Дагмар Краузе известна многим любителям прогрессивного рока по работам в «Slapp Happy». Это было трио — Питер Блегвад, Дагмар и пианист Энтони Мур. Плюс ко всему Краузе выпустила несколько пластинок с Henry Cow. Это именно они разработали новые направления в музыке с тех самых мест, в которых застряли Soft Machine и Incredible String Band. Их музыка не предназначалась для широкой публики. Она была сложна для понимания даже самым продвинутым музыкантам джаза и рока. И не последнюю роль в их экзерсисах сыграла Дагмар. А какой у неё голосина!
15. Dagmar Krause — Surabaya Johnny (04:09)
Дагмар, Нико, Диаманда Галас — одного поля ягоды, хотя последняя, и это надо признать, посильнее будет.
Следующий «зонг» представляет собой отрывок из оперы «Возвышение и падение города Махагони». В 1927 году на фестивале в Баден-Бадене был поставлен скетч Брехта и Вайля «Махагони-опера». Махагони — город благополучия и радости, которые покупаются за деньги. Есть лишь одно преступление, за которое можно попасть на электрический стул, — это отсутствие денег. Представление окончилось скандалом, после чего скетч был переработан в трёхактную оперу «Возвышение и падение города Махагони» (1930 год). Дерзкая пьеса Брехта с агрессивной музыкой Вайля, подчёркивающей остроту текста вульгарно-экстравагантной мелодией, завоевала громкую скандальную славу.
16. Mark Bingham — Oh Heavenly Salvation: Hurriccane Introduction (01:01)
Ни коллеги, ни критики — никто, кроме Брехта, не верил в Вайля: полагали — он слишком серьезный для театра композитор. Гений творца, помог ему преодолеть границы своего искусства и включить в него то, что серьезная публика относила порой к «музыке легкой» — джаз и кабаре. Музыка Вайля бросила вызов всем самым смелым музыкальным предприятиям того времени. Сам Курт Вайль сказал об этом так: «Популярная музыка не обязательно плохая музыка… Я стремился выразить в музыке более отчетливо то, что хотел бы сказать словами. Я не отворачивался от того, что мне было неприятно, я наелся всей этой грязи до отвала, ибо она часть моей эпохи, но я увидел в ней и красоту, ту красоту, которая расцветает сегодня также, как она расцветала всегда».
31 августа 1928 года в Берлине, в театре на Шиффбауэрдамм состоялась премьера Брехта — Вайля. История современного театра знает немного триумфов подобных тому, что выпал на долю «Трехгрошовой оперы». За сюжетную основу Брехт взял самую известную комедию английского драматурга XVIII в. Джона Гея «Опера нищих».
18. Todd Rundgren — Call From The Grave (05:24)
Это очередной отрывок из «Трехгрошовой оперы». Его исполнил Тодд Рундгрен. Тот самый, кто прослыл магом студийной работы. Он неоднократно подтверждал свои замечательные способности как текстовик, аранжировщик, продюсер и исполнитель на всех инструментах. В 1967 году он основал группу Nazz, играющую флэш-рок. Все три сделанных ансамблем альбома позже стали раритетами. Но надо признать, что у Тодда, как исполнителя и продюсера, было уникальное умение соединить звучание отдельных инструментов в первоклассный апокалипсис.
19. Charlie Haden — Speak Low` (04:23)
Нет пророка в своем отечестве. Вайля и его всегдашнего «подельника» Брехта с их условным, плакатно-пародийным театром стали обвинять в «дегенератстве» и в «опошлении» немецкого искусства, пришлось делать ноги и переходить на английский.
В 1933 году Вейль эмигрировал в Париж, а в 1935 году, с приходом к власти нацистов, уехал в Америку. Здесь он писал музыку для Бродвея. Известна его антивоенная музыкальная пьеса «Джонни Джонсон» (1936 год). Своим творчеством Вейль способствовал развитию мюзикла как нового жанра. Остросатирический стиль композитора включает элементы современной бытовой песни, модных танцев, джаза, экспрессионистской гармонии. В 1943 Курт Вейль году принял гражданство США.
20. Van Dyke Parks — In No Man`s Land (00:48)
Первый эфир 16.10.2002 г.